Наконец выполняю давно обещанный текст: рекомендации по использованию культурных инициатив в развитии региона. Он под катом.
От себя добавлю, что тема "Сталинградский ампир" родилась в этом клубе.
И тема "Волгоград - город молодых" тоже не без влияния блогеров сложилась.
Жду откликов!
Рекомендации по использованию культурно-символических ресурсов и культурных инициатив в стратегии социально-экономического развития Волгоградской области
по итогам проведения круглого стола в рамках проекта «Творческий Юг»
1. Исходя из заявленной стратегической цели по формированию образа территории Волгоградской области как места, «где хочется жить», применить комплексный подход в использовании значимых культурно-символических ресурсов: человеческий капитал, историко-культурное наследие, природные и событийные ресурсы.
В стратегии развития Волгоградской области для создания качественной жизненной среды определить ведущую роль сферы культуры как ключевого фактора, формирующего отношение жителей области к окружающему миру и своей малой Родине, ответственного за дух оптимизма, инноваций, творчества и созидательной активности общества, позволяющего увеличить приток нового качественного человеческого капитала на территорию области.
2. Провести полноценное социокультурное исследование среды с привлечением независимых внешних экспертов, произвести картирование данных ресурсов (события прошлого и настоящего, люди, памятники, топонимы, и др.) и синхронизирование знаковых событий на территории Волгоградской области с событиями мировой истории.
Выявить проблемные зоны территории с целью консолидации и поиска компромиссов между разнонаправленными группами местных сообществ. Внедрить систему мониторинга человеческих и символических ресурсов в сфере культуры.
Первым межотраслевыми проектами могут стать совместные исследования для культуры и туризма «Инвентаризация любимых мест», «Фестиваль воображаемых событий».
3. Формировать образ региона как толерантной, свободной, успешно развивающей территории. Выявлены следующие отличительные особенности Волгоградской области: мультикультурность региона, исторически сложившая территория естественного транзита (миграционных, интеллектуальных, торговых и транспортных потоков), прерывистость, нелинейность культурной традиции, а так же доминирование военно-исторического наследия Волгограда над образом региона в целом. Эти особенности должны стать основой для развития территории как свободной культурно-экономической инновационной зоны - центра Евразии, всегда молодого города. Позиционировать военное наследие Волгоградской области как международный опыт формирования мирного и успешного будущего территорий и стран, переживших культурно-исторические трагедии.
Одним из примеров формирования нового образа может быть интернет-портал «Великие волгоградцы» (прообраз портала - www.vip-volga.narod.ru), который может быть развит и актуализирован с учетом активности блогерского и интернет-сообщества региона.
Мультикультурность региона требует специальных методов работы с этой особенностью. Актуальна разработка межотраслевой областной программы «Культурный транзит» - это современная система культурно-экономического обмена между «носителем современных технологий» - городской средой и «хранителями традиций» - сельскими территориями. В будущем данный проект может развиться до межрегионального.
Важной частью этого направления является сохранение уникальной городской среды и архитектурного облика города. Для привлечения международного внимания целесообразно разработать совместную программу администрации области и города «Сталинградский ампир». Программа может состоять из разовых или ежегодных художественных акций, которые визуализируют утраченные уникальные элементы городской среды. Конечной целью реализации должно стать придание центру Волгограда статуса территории, находящейся под охраной ЮНЕСКО.
Для формирования положительного образа региона, привлекательного для инвестиций, можно воспользоваться уже реализуемым конкурсом «Волгобрэнд», направленным на поощрение интеллектуальных продуктов и инициатив местного сообщества. Развитие конкурс может получить за счет расширения целевой аудитории участников и поддержки властей разных уровней, от областной до муниципальных.
4. Переориентировать производимые культурные услуги и проекты на отдельного человека, конкретные целевые группы, повысить их качество. Способствовать освоению новых гуманитарных технологий представителями сферы культуры.
Разработать и реализовать новую систему подготовки кадров для отрасли культуры, которая включает:
- инновационную международную образовательную программу «Лидеры культуры» с присвоением диплома МКА - магистр культурного администрирования, аналог МВА;
- краткосрочные тренинговые программы по проектной деятельности в культуре;
- образовательную программу для областных и муниципальных служащих по роли культуры в экономике, политике и брендировании территории;
- современный курс художественного краеведения для образовательных учреждений всех уровней;
- образовательная программа для мастеров декоративного искусства, помогающая им сделать декоративное искусство прикладным и модным;
- образовательная программа «Школа народной реставрации»
5. Создать новую систему взаимодействия и партнёрства между местным сообществом, властью и бизнесом посредством культуры. Обеспечить систематическое вовлечение представителей местных элит и сообществ в социокультурную деятельность.
Для этого организовать ежегодный открытый губернаторский грантовый конкурс с внешним экспертным советом по поддержке новых культурных инициатив, направленных на формирование образа территории с благоприятным инвестиционным климатом. Создать банк проектных идей.
Примерами подобных проектных идей являются:
- «Другой Волгоград - Другой Ковентри», направленный на развитие Волгограда как важного центра современного искусства и новых творческих культурных технологий;
- «Живая казачья история» - проект создания этнической станицы на базе музея народной архитектуры и быта донских казаков в Иловлинском районе;
- фестивали актуального искусства (фестиваль видеоарта «Форвард», фестиваль перформансов «Вобла» и др.);
- музейные проекты города Волгограда и области - победители всероссийских грантовых конкурсов.
В ходе круглого стола отмечено наличие большого количества студентов и выпускников творческих отделений вузов Волгограда - при отсутствии современных форм реализации их творческих идей и площадок для взаимодействия.
Для качественной реализации проектных инициатив внедрить мировой опыт создания культурных кластеров и арт-инкубаторов, учитывая особенности инфраструктуры Волгограда (например, пустующие помещения в речпорту, недостроенное здание в пойме реки Царица, водонапорная башня в Ворошиловском районе города Волгограда). В городе уже есть опыт создания по частной инициативе подобного кластера - «UFO Production». В кластер входят несколько молодежных культурных инициатив: выставочная площадь, студия пластического театра, студия звукозаписи, концертная площадка.
Культурные кластеры должны стать примерами качественного государственно-частного партнерства трех субъектов: местного сообщества, власти и бизнеса.
В развитие этой идеи предлагается, опираясь на сложившиеся в регионе традиции и практики, сделать постоянно действующими:
1) Областной конкурс-фестиваль «Бизнес-самодеятельность», для коллективов сотрудников различных бизнес-организаций и предприятий региона, в различных номинациях (театральные постановки, КВН, танцевальное и певческое искусство).
2) Фестиваль уличных театров и мини-постановок.
3) Фестиваль-конкурс молодежного паблик-арта - «Время цивилизации», проводимый под открытым небом в парках культуры и отдыха. Конкурс позволит преобразить данные территории в городах и районах области, даст возможность для самореализации студентов факультетов художественного направления и дизайна волгоградских вузов.
При реализации рекомендаций надо учесть, что региону придется не просто создавать дружелюбную среду, но участвовать в межрегиональной конкуренции за людей и ресурсы. В этой конкуренции уже есть свои пионеры и лидеры, поэтому, чтобы выйти на достойные позиции, начинать работу в этом направлении необходимо как можно быстрее.