В Волгоградском музее изобразительных искусств сейчас идет очень интересная выставка - «Бубновый валет. Постскриптум». Здесь соединены работы Машкова, Фалька из фондов музея и картины наших современников Петра Ефимовича Зверховского и Глеба Михайловича Вяткина, наших непризнанных гениев, чьи работы хорошо знают за рубежом, но мало ценят на родине.
На открытие я не попала, о чем очень жалею, там было много знакомых, кого я бы хотела повидать, зато побывала на встрече художников с молодежью. Тоже было очень интересно, хотя и по-другому. Обычно на вернисажах говорят более-менее стандартные речи, а тут была возможность задавать вопросы и слушать подробные ответы.
Встреча началась с выступления Любови Яхонтовой, искусствоведа и галериста, которая и собирала выставку.
Она произнесла страстную речь о модернизме в искусстве. В прошлом веке наука совершила скачок, перейдя от очевидного к умозрительному: увидеть атом нельзя, но изучать его стало можно. Так и модернизм в искусстве поставил под сомнение очевидное. Модернизм нельзя было прекратить постановлениями партии, хотя она пыталась это сделать весь XX век, испортив нашего зрителя социалистическим реализмом - несуществующим течением в искусстве. И вот теперь мы открываем таких «выживших» художников по всей России.
Молодежь очень забавно рассматривала картины - буквально носом по холсту.
Вяткина и Зверховского нам представили как правнуков Ильи Машкова - они учились у ученика его ученика. Поэтому я и спросила у них обоих: ощущают ли они себя наследниками «Бубнового валета»? Оба поначалу скромничали, Петр Ефимович даже сказал, что они «не говорящие», но потом разговорились так, что, кажется, и уходить не хотели. Так вот, отвечая на мой вопрос, Глеб Михайлович признался, что сопоставление картин разных художников по тематическому принципу сделано для неискушенного искусством зрителя, чтобы он начал хоть что-то понимать, а так-то это совпадения, конечно.
Потом я еще спросила, есть ли у них на этой выставке любимые картины.
Зверховский сказал, что любимых нет, они для него равны, а вообще качество придает смысл жизни.
Вяткин ответил, что, пожалуй, это «Поверженный философ» и «Прощание со скрипкой», это очень личное, потому что со скрипкой ему пришлось расстаться, хотя он был музыкантом. Это действительно трагично для музыканта - потерять слух… Мы задавали ему вопросы, а Л. Яхонтова записывала их на бумажке, он читал и отвечал…
Директор музея Елена Орлова сказала несколько приветственных слов в начале и удалилась.
"Не говорящий" Зверховский разговорился...
Да и Вяткин тоже общался охотно.
Художник Станислав Азаров пришел со своими учениками.
Прощание со скрипкой.
Поверженный философ.
И еще я спросила про фон - почему фиолетовый? Модно? Л. Яхонтова объяснила, что всегда перекрашивает стены под конкретную выставку, в музее это сделать не удалось, поэтому нашли вот такой выход - баннерная ткань. А цвет такой потому, что он оттеняет охру и голубой Вяткина, одновременно поддерживая палитру Зверховского. Кроме того, темный фон помогает сосредоточиться, когда нет возможности сделать направленное освещение каждого полотна.
Запись в книге отзывов.
Сходите в музей - очень праздничная выставка.