Вопрос по средневековой живописи.

Nov 17, 2021 09:50


Мне одному кажется, что Спаситель (Salvator Mundi) Леонардо да Винчи





"отредактированный" Христос в образе Господа с картины Салаи (Джан Джакомо Капротто)?



Эта единственная известная его работа с подписью “Сделал Салаи в ноябре 1511” появилась на аукционе в 2007 году. Купил ее Бернардо Капротти (кстати, однофамилец Салаи) за 656 тыс долларов и через несколько лет подарил картину миланской Пинакотеке Амброзиана.

Наличие женской груди не должно смущать, в средневековых летописях Англии и Франции (Галлии) зафиксированы многочисленные факты крещения (до половины от всех актов) «Во имя Отца и Дочери и Святого Духа» - «in nomine Patris, et Filiae, et Spiritus Sancti». Присуствовала на изображениях на начало 18в.



Так же известно, что в период Контрреформации (середина XVI-XVII веков) западная церковь поставила своей целью восстановить свои позиции и обратила внимание инквизиции на недостаточную “мужественность” изображений Христа. Не в порядке хулиганства, а чтоб больше был похож на канонический образ, женское лицо на картинах ретушировали, т.е. пририсовали бороду и усы, поправляли причёску, само собой грудь убирали. Как правило, Исус изображался безбородым до Страстей на кресте, подробнее https://lengvizdika.livejournal.com/412169.html

Как сделать более мужественными руки, а лоб шире? На картине Леонардо это прежде всего белая краска, нанесённая на чёрный фон, вынуждает пальцы рук “выйти” из плоскости картины, т.о. корректировалось женское благословление на двуперстие



Джанпетрино (1495 ? - 1549) Salvator Mundi Пушкинский музей

Подтверждает “Искусственный интеллект” (отсюда https://www.theartnewspaper.ru/posts/8874/ система, разработанная для произведений искусства (делит изображение на мозаичные сегменты, достаточно малые для обработки сетью). Технология искусственных нейронных сетей (сверточная нейронная сеть, convolutional neural network, CNN), которые не могут анализировать большие изображения.

Метод, впервые примененный к произведениям Рембрандта, представляет собой попытку решить эту проблему, сосредоточив CNN на небольших, богатых информацией фрагментах одного крупного изображения. В случае Леонардо набор данных включал в себя все подтвержденные картины его авторства (их 20) и сходные изображения, созданные современниками и учениками мастера. Два варианта карты вероятностей CNN



Красный - «весьма вероятно», желтый - «умеренно вероятно», зеленый - «умеренно маловероятно», синий - «маловероятно». Фото: Steven Frank.

Эти, видимые невооруженным взглядом изменения называются пентименто, от глагола pentirsi, означающего «каяться»,  буквально - «наказывать себя». Пример, как «раскаивались» художники, что бы сделать Лик мужеподобным



Спаситель мира (неокончен). Дюрер 1505 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В традиционной женской кофточке, трафарет?



Ганс Ме́млинг 1433/1435, фламандский живописец

Самые узнаваемые элементы иконографии Salvator Mundi - Спаситель изображается строго фронтально (погрудно или по пояс), с правой рукой, поднятой в благословляющем жесте, и сферой в левой руке (в поздних работах, увенчанной крестом).

Всего дошло до нашего времени около 20! копий «Спасителей Мира» приписываемых школе Леонардо, а скорее художественная мастерская, тиражирующая копии, прикрываясь его именем. Для представления, одна из них, т.н. неапольская версия



Школа Леонардо. «Спаситель мира». 1508-1513.

У  Леонардо нет ни одного портрета, где бы он изображал героя в четкий анфас. Фигуры всегда обращены к нам в пол-оборота, не важно, берёте вы раннюю работу или самую позднюю.

Не является исключением и эта нью-йоркская версия Salvator Mundi, ранее она приписывалась художнику Болтраффио, который работал в мастерской Леонардо. Но после того, как арт-дилер из Нью-Йорка Алекс Пэрриш купил картину за 10 тыс. долларов в 2005 году, эксперты решили, что автор - Леонардо. Картина спорной атрибуции, после беспрецедентной рекламной компании в 2017 г. на аукционе Christie's в Нью-Йорке была продана за рекордные $450,3 млн., став самым дорогим в мировой истории произведением искусства но что-то здесь не так.

Местонахождение самой картины под вопросом, владелец вел переговоры по телефону, а его имя, и даже страна, до сих пор хранятся в секрете. Картина (Леонардо?), сменила рекордсмена, имеющего спорное отношение к живописи вообще, а именно



Виллем де Кунинг, 1904 - 1997 “Обмен”.

Картина была продана в сентябре 2015г. на аукционе «Сотбис» за $300 млн.

«Кри́стис» является лидером мирового арт-рынка, суммарная выручка только по итогам 2017 года составила 6,6 млрд долларов[2] (Совместно с «Сотбис» составляет 90 % мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства). Гийом Черутти - главный исполнительный директор с 1 января 2017 года, в Christie’s перешёл в 2015 году из Sotheby’s, похоже скорее на схему по уходу от налогов. В прошлом веке, когда стали страховать картины для перевозки на выставки в другие страны, то компании естественно начали делать экспертизу, при этом были  обнаружены тотальные подделки. И краски не те, и другая химия.. Скандалы замяли, интересно на этот раз получится? ставки ведь слишком велики, и владельцам этих «шедевров» не позавидуешь, когда этот пузырь лопнет.

Previous post Next post
Up