Волна

Oct 18, 2014 12:27

15.10.14 посмотрели фильм Денниса Ганзеля  «Эксперимент 2: Волна». Просмотр был на базе киноклуба с учащимися техникума.


Немецкий ли дух?

Первое, что спросили у студентов: "Может ли такое повторится не в Германии?". Ответ был однозначным - да.
Т.е. ученые до сих пор спорят о природе фашистского зла, а наши студенты уже все поняли.
Многие говорят, что природа фашистского зла присуща всему человечеству. Посмотрите, говорят они, на средневековье, на турок, которые резали армян и т.д. Это же было повсеместно.
Им отвечают: «Да это было. И вообще, чем дальше в архаичность, тем жестче и явственней природное жестокое начало. Но это было с народами, не вовлеченными в цивилизованность. Но ведь немцы один из самых цивилизованных народов, а выдали такое. Англичане, Французы, Американцы не выдали, а эти выдали».
Кстати Томас Манн настаивал на вине немцев: «Политическое безволие немецкого понятия культуры… страшно отомстило за себя». Т.е. он говорит, что не было демократической традиции и все дело в демократии.
А какая была денацификация в Германии?! Было решено искоренить все немецкое начало и всю "немецкость", которая отвечает за недемократичность, а вместе с ней выплеснули и ребенка. Под ребенком имеется в виду дух Шиллера, Гёте и т.д.
Примеров того, что к зверству и злу тяготеют не народы, очень много.

Вот один из них (из газеты Суть Времени №11):

В 1963 году американский социальный психолог Стэнли Милгрэм описал в своей статье эксперимент, не оставивший камня на камне от концепции исключительной немецкой тяги к злу и насилию, якобы  порожденной отсутствием демократической традиции в национальной культуре.
Экспериментатор присваивал двум участникам роли: «учитель» и «ученик». А затем сообщал им, что исследуется влияние боли на память. «Учитель» должен был выдавать «ученику» несложные задачи на запоминание и при каждой ошибке наказывать «ученика», ударяя его током, начиная с 15 вольт (на самом деле никаких ударов током «ученик» не получал). При каждой новой ошибке «учитель» должен был увеличивать напряжение. Цена деления составляла 15 вольт. На шкале имелись надписи: «Слабый удар», «Умеренный удар», «Сильный удар» и т. д. В интервале от 435 до 450 вольт значилось «XXX», то есть «смертельно».
Экспериментатор, в соответствии с замыслом, проявлял непреклонность и жестко требовал, чтобы «учитель» продолжал эксперимент, невзирая на моральный дискомфорт (по мере увеличения напряжения «ученик» издавал все более отчаянные крики, перемежаемые мольбами о пощаде). При этом «учитель» осознавал, что если ослушается приказа экспериментатора, то никакого наказания не понесет.
Не только Милгрэм, но и все опрошенные им психиатры (39 человек) были убеждены, что большинство участников эксперимента не подчинятся давлению. Прогноз психиатров относительно того, какой процент испытуемых - нормальных, обыкновенных американцев - дойдет до отметки «ХХХ», был единодушным: на это способен лишь один из 1000 участников.
Однако результаты первого же пробного эксперимента в штате Коннектикут опрокинули данное представление: «Я обнаружил столько повиновения, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии», - констатировал Милгрэм.Из 40 участников в возрасте от 20 до 50 лет до 450 вольт дошли 65 % (26 человек).
В течение нескольких лет Милгрэм повторил свой эксперимент во многих городах США, но, независимо от пола участников, времени и места проведения, результат был примерно одинаковым. Это вынудило исследователя вынести крайне неприятный для американцев вердикт: «Если бы в США были созданы такие же концлагеря, как те, что существовали в нацистской Германии, в любом американском городе средней величины нашлось бы достаточно людей для работы в них».



Так что студенты правы.

Фашизм и коммунизм

Второй вопрос: «Как вы считаете, возможно ли создать группу, которая будет сплочена общей идеологией, общей дисциплиной формой и т.д., которая будет носить позитивный характер?».
Мнения разделились. Кто-то говорил, что такая форма организации всегда приводит к плачевном результату, а кто-то думал иначе.
После того, как я озвучил политический аспект проблемы, мнение большинства склонилось в сторону того, что общность с созидательной идеологией может носить позитивный характер. К тому же история нашего Отечества есть подтверждение этому.
В чем же заключается политический аспект картины?

07.07.09 newsland

На днях ОБСЕ сделало в сторону России очередной недружественный жест - на 18-й ежегодной сессии одобрила Вильнюсскую декларацию, состоящую из 28 резолюций, в том числе резолюцию с названием «Воссоединение разделенной Европы», где говорится о том, что между сталинизмом в СССР и нацистским режим в Германии можно поставить знак равенства.

Причем приравнивание идет на основе коллективизма... Коллективвизм, для них - это абсолютное зло, и тут уже не важно, фашизм или коммунизм, а индивидуализм - абсолютное благо.
Кстати, в фильме не ясно... Вот, индивидуализм плох - дети курят, наркота, падение нравственности, ничего вместе сделать не могут (театр, спорт и пр.). Коллективизм с привкусом фашистским то же плохо... Фанатизм, выстрел в голову в конце, развязка такая негативная. А что тогда? Конец Европы?
Мне лично абсолютно ясно, почему не показывают коллективизм позитивный... Ведь на нем Великую Отечественную выиграли и индустриализацию провели, что внесло решающий вклад в победу. Почему его не показывают? А братство в монастырях? Это тоже фашизм? Тогда придется признать, что альтернативой в сложившейся кризисной ситуации может стать этот самый коммунизм. Признать, что русские правы, а их нужно додавить до конца. Вот и давят. Покаяние пытаются устроить. Заговорили уже о смене культурного ядра.
В связи с этим нельзя не вспомнить нашумевшую инициативу Совета при Президенте РФ по правам человека по десталинизации в 2011 году во главе с Федотовы и Карагановым. Перестукиваются ребята с хозяевами. Данное начинание успешно удалось остановить силами гражданского общества.



Автор же ответа на вопрос "А что тогда?" конечно не дает.

Фашизм и коммунизм во время Великой Отечественной были абсолютными антогонистами. Как добро и зло. В песне «Священная война» пелось «Вставай на смертный бой. С фашистской силой темною. С проклятою ордой».  Немецкий национализм и фашизм говорил, да и говорит, если иметь ввиду неофашизм и новых правых, что есть исключительность нации, и она право имеет на "жизненное пространство". А коммунисты говорят, что все равны и один из принципов - это интернационализм. К тому же крупный капитал очень неплохо себя чувствовал в период рейха. А здесь был социализм.
Фильм смешивает и позитивное коллективистское начало (дисциплина, форма, товарищество, взаимопомощь и т.д.) с негативным (диктатура, культ личности, фанатизм, жестокость, радикализм). И на это есть политический заказ.

Униженные и оскарбленные?

В условиях тотальной бессмыслености существования (см. Франкла) в движении «Волна» люди нашли смысл.
Помните, как возникли реваншистские настроения в Германии во времена Веймарской республики? Народ был унижен и оскорблен и он искал то, что даст ему шанс на возрождение. Так и тут, очень хорошо показаны личные проблемы, унижающие людей. Волна решает их разом. За счет нее они решают свои личные проблемы.

Фильм и реальность

И тут всё очень не утешительно. Греческая фашистская партия "Золотая заря" на выборах в Европарламент в 2014 году набрала почти 10% голосов.
Активизировались новые правые в Европе (Рождается Черный интернационал - враг ЕС)
Зачем далеко ходить? Бандеровцы на Украине, которые занимают очень высокие посты, между прочим. Карательные ботальоны. 2 мая Одесса. Юго-Восток.
Все это говорит о том, что готовится фашистский реванш.,


Добро и зло в человеке

Возвращаясь к вопросу о природном начале человеке. Каково оно доброе или злое? Может быть, человек от природы зол и это зло в нем неискоренимо. И нужно только направить это зло не на разрушение, а на прогресс. Так говорили отцы модерна. Но как-то так получается, что это зло выплескивается наружу с огромными потерями и издержками для всего человечества. Очень многие фильмы посвящены доказательству злого начала и абсолютного его доминирования над всем. Так фильмы Ларс Фон Триера - Антихрист, Догвилль и др. посвящены только этому. Ночной Портье Лилиан Кавани . Все это доказывает неискоренимость и неизбежность зла в человеке. Они говорят: «Ребята, хватит закрывать глаза на реальную природу человека. Человек неизбежно зол. Давайте примем это и будем действовать исходя из реальных представлений о человеке». Если это так, то прощай гуманизм.
Но это не так. И задача нового гуманизма, гуманизма 21 столетия раскрыть истинную природу человека, истинную его сущность.
Человек имеет как высокую природу, так и низкую. Природа человека двойственна. И утверждать, будто она задана и определена, не надо. Нужно раскрывать скрытые человеческие возможности. Создавать условия для раскрепощения и пробуждения высших творческих способностей. А съемка фильма и кинематограф в целом - это и есть создание таких условий. Нужно показать людям, какими они могут быть, а не какие они есть.

Кино, Волна, Франкл, Коммунизм

Previous post Next post
Up