Она хотела бы жить в Париже и с Гюго делиться секретами, но он просто врач из Тоста

Jul 29, 2016 20:48



Да! Это действительно шедевр! Читать в wiki о каком-либо романе прежде, чем взять его в руки не стоит. Во-первых, ничего не понятно, во-вторых, оценочные суждения только портят аппетит. Там пишут: «Величайший роман всех времен и народов». На заборе тоже много что написано, а с учетом особенностей интернета и явной ангажированности интернет-ресурсов вообще не стоит вникать в современный контекст произведения перед прочтением. Вот после того как закрыта последняя страница, когда действительно понятно, что это шедевр, то можно почитать современников автора, а потом уже и наших.
Тот, кто читал роман Густава Флобера «Госпажа Бовари» не нуждается в оценках о качестве произведения - оно очевидно. Этот труд по достоинству считается одним из лучших представителей реализма. Флобер прорисовывает детали в романе так, что дух захватывает и возникает ощущение, что ты сам находишься где-то в Тосте в середине XIX века и слышишь голос Эммы Бовари. В1869 году была нарисована карикатура, на которой Флобер разделывает труп госпожи Бовари, как бы разоблачая беспощадный реализм автора.



Реалистичность романа повлияла на самого автора в процессе его написания:
«Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед».
Роман начал печататься в Париже в журнале «Ревю де Пари» с 1 октября 1856 года, а в январе 1857 на автора и издательство было подано в суд за оскорбление морали. Это событие привлекло внимание читателей, и роман получил огромную популярность. Суд Флобер с издательством выиграли, что позволило выпустить книгу.
Сюжетная линия романа обращает нас ко многим темам для размышления, но меня волнует, как мне кажется, очень актуальная проблема - страдание молодежи по прелестям большого города. Я тоже живу в провинции - это город Тайга (25 тыс. человек) Кемеровской области. Иногда складывается впечатление, что все молодые люди превратились в Бовари. Если не бегут в большие города, чаще всего Новосибирск, т.к. и ближайший город Кемерово и Новокузнецк у многих считается за «дыру», то пьют и придаются всем мыслимым и немыслимым страстям по примеру Эммы. Вот только покончить жизнь самоубийством у людей не хватает смелости. Я считаю, что природа этого порыва из «глуши» как у Эммы Бовари, так и у современной молодежи очень похожа.
«Молодость - это возмездие», писал Ибсен, молодость - это порыв, молодость - это реванш и стремление к высоким идеалам и большим делам. Вся ее природа жаждет открытия, созидания и обязательно чего-то большого. Но в провинции она оказывается загнанной в узкие рамки обыденности, повседневности и скуки. Да и столица не дает ничего такого, где бы можно было раскрыть ее потенциал. Молодость - это потенциал, который накрывается крышкой мещанства и обыденности, а закономерное её кипение снимается суррогатами «большого» и спецсливами её потенциальной энергии. В представлении молодых людей, с которыми мне приходится работать, «большие дела» можно делать только в большом городе, следовательно, из провинции нужно срочно сваливать.
Возможно, я не точно передаю мотивы Эммы Бовари, так как эта особа стремилась не к возмездию или чему-то большому, а к блеску, шику и изяществу:
«в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке - слова романсов, в книгах волнения страстей...». «Чувственное наслаждение роскошью отождествлялось в её разгорячённом воображении с духовными радостями, изящество манер - с тонкостью переживаний».
Но можно сказать, что для госпожи Бовари этим чем-то большим был свет или Париж с его нравами:
- Ах, Леон!.. Я, право, не знаю... Мне нельзя...
  Она кокетничала. Потом сказала уже серьезно:
  - Понимаете, это очень неприлично!
  - Почему? - возразил Леон. - В Париже все так делают!
  Это был для нее самый веский довод.
После чего она изменила своему мужу Шарлю уже во второй раз.

В представлении Эммы и вообще многих молодых людей внутренняя потребность соединения с большими делами сводится к потреблению шелухи этого большого. Можно заметить, как при остывании по-настоящему великих проектов вокруг них наматывается мишура, блеск и панты.  Остывающий огонь того или иного исторического проекта поддерживается ложным блеском различного рода атрибутики и мертвой символики. Блеск и нищета Бурбонов в одночасье была сметена народным революционным духом во Франции. Зажравшаяся элита Российской империи ушла под давлением февральской революции и была окончательно отброшена Великой Октябрьской социалистической революцией. Нельзя сказать, что Эмма стала бы страстным якобинцем, окажись она в 90-ых годах 18 века в Париже, скорее всего ради балов, платьев и любовников она бы удрала. Но провинция всегда будет оказывать давление на молодость до тех пор, пока не придать ей новый большой смысл.

революция, Литература

Previous post Next post
Up