Мы всю жизнь говорим нашим детям, что нужно хорошо учиться, чтобы достичь успеха.
Успех разными родителями и учителями рассматривается по-разному. Для кого-то это карьерный рост, для кого-то - величина заработной платы, в лучшем случае - это уровень профессионализма и авторитет в своей области. По своему опыту скажу, что студенты первого, второго и третьего курса разительным образом отличаются от студентов четвертого курса. Я имею в виду среднее учебное заведение, где учатся 4 года, а после 3-го отправляются на предприятие для прохождения практики в течении 3-4 месяцев.
Невозможно до конца определить, что является демотивирующим фактором для учащегося, когда они сталкиваются с реальностью, с производством, где все что им говорилось ранее, разбивается в пух и прах.
Сталкиваясь с производством, учащиеся, до этого только догадываясь, что все плохо, убеждаются в этом на практике. Оказывается, чтобы достичь успеха во всех смыслах - трудиться не нужно. Но такое положение дел оказывается «плохим» не для всех, кто-то чувствует себя в таких условиях, как рыба в воде. В целом можно сказать, что труд обесценивается и приравнивается к унижению, а тот, кто ничего не делает, и получает за это деньги - становится образцом для подражания и такое состояние превращается в вожделенную цель. Выискивается возможность, чтобы увильнуть от работы. Пирамида ценностей перевернулась. Что при этом происходит с человеком? И как теперь ученику объяснить, что нужно учиться? Если учение и труд не только все не перетрут, но даже приведут к «негативным» последствиям?
На днях говорит мне один студент: «Нестандартно мыслящие, вечно врущие двоечники управляют зарегулированными шаблонными отличниками» и как это не печально отличники с этим соглашаются. Основной тезис не в этом, а в том, что учебное заведение не готовит ученика к жизни. Сегодняшняя школа, слава Богу, до сих пор формирует традиционные для русского человека ценности, унаследованные из советской школы: трудолюбие, честность, аккуратность и т.д., что является предметом воя наших реформаторов. Нам говорят, что жизнь поменялась, что эти добродетели ничего не стоят в этой жизни, что школа оторвана от жизни. И ее нужно еще сильнее и глубже реформировать, нужно изъять из школы смыслообразующий и ценностный фактор. Почитайте
разбор «Гуманистической педагогики в 21 веке» и все поймете.
С распадом Советского Союза ценности в обществе поменялись на противоположные. И что, школа должна адаптировать человека к этим ценностям?!
«Адаптированные» студенты превращаются в троллей: довольные собой, чем более беспринципные и наглые, - тем лучше. У неадаптированных, сохранивших свои убеждения и понимающих в чем тут дело, взгляд тускнеет и грустнеет. Многие готовы платить собственной дибилизацией за вожделенное ничегонеделанье и тупое самодовольство и самолюбование. Взрослые люди, которые произносят слова: «Я готов предать товарища ради выгоды» не просто не порицаются, - утверждение воспринимается как в порядке вещей.
Необходима срочная реабилитация труда, как ценность!