Закончился очередной просмотр в киноклубе ТИЖТа. Сегодня был не простой фильм для студентов. Мы смотрели "Ивана Грозного" Сергея Эйзенштейна.
Иван Грозный. Противоречивая и трагичная фигура русской истории.
Сергей Эйзенштейн Советский режиссер, теоретик искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинских премий, в том числе и за первую серию своего фильма «Иван Грозный». Фильм снимался в тяжелых условиях Великой Отечественной войны в Казахстане.
Начало 40-ых, идет страшная, Священная война против абсолютного зла - фашизма. Как должны были вести и чувствовать себя актеры и вся съёмочная команда? Ощущение войны, постоянная мобилизация и фронт внутри, каждую минуту. Снаряды рвутся и пахнет смертью не только там, за Уралом, а здесь в Алма-Ате, здесь раскрывается всё величие и трагедия нашей истории.
Чтобы снять такой фильм в таких условиях нужно обладать не только мастерством художественного жанра, но и искусством политика. Потому что, хоть один шаг в сторону ангела или демона будет роковым. В первом случае исчезнет имя автора, и искусство превратится в бесстыжую лесть, а во втором, может обернуться политическими обвинениями со всеми вытекающими. Идет война!
Сергею Эйзенштейну удалось понять историчность момента. Иван Грозный вел сложную и тонкую игру с боярами ради величия государства. Опричнина, она была жестокой, но она исторически оправдана. Во-первых, в сравнении с жестокостями 16 века в Европе царь Иван не отличался свирепостью, он был человеком своего времени. Посчитайте количество жертв опричнины и количество убитых католиками протестантов в одну Варфоломеевскую ночь в Париже. Во-вторых, величие государства, внутренний раздор и личный интерес элиты, готовой ради сиюминутной выгоды выскочить за рамки национального консенсуса - несовместимы. Предательство Курбского, противодействие бояр, дворцовые заговоры и многое другое служит примером нежелания элиты образца 16 века нести на себе крест государственности и величия. Опричнина стала инструментом ротации элит и своеобразной революцией сверху. Но без этого немыслим не только выход к морю, но противостояние остаткам татар.
В чем, на мой взгляд, опасность таких съемок в 40-е, в годы войны? В том, что очевидна параллель между действиями Ивана Грозного и Сталина. Ротация советской элиты в конце 30-ых годов тема, которая не обсуждается в 40-е. Лишь смерть Сталина и борьба элиты в 50-е годы привела к спекулятивному использованию этой темы. Решиться на съемки такого сложного фильма, в такое сложное время, нужно обладать не только мастерством политика и художника, но и мужеством.
Игра актеров в стиле немого кино, гипертрофированные формы помещений и декораций, кадры с которых можно писать картину, только помогают раскрыть замысел, величие, трагедию истории. Рекомендую всем!
Click to view