Реальное и виртуальное образование

Sep 08, 2015 22:01



По долгу профессии приходится держать связь с производством, к которому мы готовим специалистов. При общении с рабочими не редко я вынужден слышать, что выпускники приходят слабо подготовленные и, как мне кажется, такая оценка с годами дается все чаще. Вердикт, конечно, снижение качества образования, но почему? Ведь среднее образование не так давно подверглось масштабному реформированию и, казалось бы, должно заработать еще лучше (для чего же еще проводить реформы). Но все давно все понимают. Реформы образования делаются не с целью повышения качества образования или решения проблем, а с целью разрушения образования. И образовательные организации вынуждены выживать в таких условиях, а не образовывать специалистов, инженеров, учителей, врачей и т.д. И как же они выживают? Ну конечно за счет сохранения контингента обучающихся, которых в нормальных условиях следует отчислять. Если на втором курсе при изучении общепрофессиональных дисциплин студенты порой затрудняются описать модель атома или «забывают» таблицу умножения, то это не просто «грустно», это страшно. Ведь речь идет о будущих работниках железнодорожного транспорта, которые всегда отличались высокой степенью подготовленности и дисциплинированности, от правильного действия которых зависит безопасность движения и жизни людей. Не сомневаюсь, что педагоги медицинских образовательных организаций расскажут то же самое.

Превращение образование в услугу сформировало особую образовательную среду, в которой «клиент» (обучающийся) оплачивает не свое знание, а свое незнание у «продавца» (образовательная организация). А ряд проверяющих органов, на соответствие ФГОС, лицензируют деятельность, подтверждая «качество продукта». Вот только продуктом деятельности становится не человек, а бумага, которая должна везде и всюду соответствовать. И это второй фактор снижения реального качества: превращение педагога в офисного работника. Еще одним ключевым фактором в общей школе, значительно повлиявшем на качество, является сужение средств педагогического воздействия на обучающихся. И это, наверное, одна из самых больных тем в школе: подрыв авторитета учителя.

То, что происходит в реальности в образовательной среде общей, средней и высшей школе никак не соответствует декларируемым принципам и целям образования. Если мы откроем ФЗ-273 и прочтем его там, где описывается основы государственной политики в сфере образования, то высинится, что ни один пункт не соответствует российской действительности.

Получается, что регресс в сфере образования заливается «документальной» дезой, в которой все всему соответствует, а в реальности «она падает» (помните слова Калины Ивановича из «Педагогической поэмы» Макаренко).

Общстенное движение Суть Времени совместно с РВС провели социальный опрос, посвещенный проблемам образования. Результаты этого опроса ясно показывают, что мнение большинства граждан относительного того, какое образование нам нужно не соответствует тому, что происходит с образованием в реальности.
В сложившихся условиях на ситуацию может повлиять только голос снизу, голос гражданского мнения неравнодушных учителей и родителей. Пока мы не научимся проблематизировать реальные, а не виртуальные принципы образования и предлагать свои, ничего не изменится.

Резолюция II Съезда РВС:

Мы, делегаты съезда РВС - родители и педагоги, выражаем большую обеспокоенность текущими политическими процессами. В сложившейся острейшей политической ситуации, когда деструктивные силы на Западе и внутри России совершают настойчивые попытки дестабилизировать ситуацию, становится всё очевиднее, что основной запас прочности государства и общества связан с устоями и традициями образования, воспитания, с усвоенной духовной культурой и системой ценностей.
У нас перед глазами горький пример Украины, где два десятилетия деградации системы образования, управляемой западными специалистами, не прошли даром. Где сначала восторжествовали крайние националистические идеи и шовинистические мифы, а потом к победе пришли откровенно антигуманистические, нацистские силы. Итогом переворота на Украине стали распад государства и фактическое введение внешнего управления страной. Что значит научиться на этом примере? Это значит - срочно принять комплексные меры по изменению системы образования и воспитания. Новая система образования должна дать подрастающему поколению достаточно глубокие знания, сделав его тем самым невосприимчивыми к тупым и циничным пропагандистским мифам.

Новая система воспитания должна дать молодежи морально-ценностные установки, порождающие в умах и сердцах настоящую ответственность за судьбу своего Отечества. Если не сделать всего этого незамедлительно, майданы на территории РФ могут стать возможными уже в ближайшие годы. Мы не хотим, чтобы майданизация сознания наших детей (а понятно, что все майданы начинаются в головах) выхлестнулась затем на площади, породив кровопролитные мятежи и гражданскую войну. Наш лозунг - «Нет майдану в головах!».

Мы особо озабочены тем, что сегодня по всему миру, в том числе и в России, снимается запрет на озвучивание и пропаганду идеи фундаментального неравенства людей. Речь идет не только о классическом расизме, но также о разделении людей по врожденным способностям и о сегрегации по имущественному признаку (когда предлагают «бюджетников» лишить права голосовать, а образование давать только богатым).

К сожалению, подлинный смысл нацистского зловещего проекта не оказался раскрыт в полной мере. Человечество лишь ужаснулось конкретными нацистскими зверствами. Но оно не увидело связи между ними и отказом от идеи единства рода человеческого. Тогда как именно этот отказ породил все зверства нацизма. Если теперь идея такого отказа вновь завладеет умами, миру будут явлены ужасы еще большие.

Упорно осуществляемое сегодня, в том числе и под видом «десоветизации», воскрешение фашистской идеологии обусловлено желанием решить ряд фундаментальных проблем (экологическую, макроэкономическую, геостратегическую и т. д.) на путях отказа от единства рода человеческого. Налицо стремление к такой образовательной и иной деградации широчайших групп населения, которая наполнила бы этот отказ конкретным содержанием, показав неспособность этих групп к ответу на мощнейшие информационные вызовы. При этом ответственность будет возложена не на навязываемую негативную систему образования, а на якобы объективную и неисправимую неспособность очень и очень многих отвечать требованиям современности.

Скрытый смысл навязываемой миру и России системы образования - именно в этом. Интеллектуально облегченные программы, узкая специализация или, наоборот, поверхностное знакомство с широким спектром областей знания, демонтаж принципов системности и последовательности - всё это лишь инструменты в переустройстве мира, с помощью которых меньшинство намерено обеспечить свое непререкаемое и неотменяемое господство над большинством. Господство и материальное, и духовное. Данная общемировая проблема особенно остро встает перед Россией, поскольку обеспечить себе достойное место в мировом разделении труда Россия может, только повышая, а не понижая уровень образования своих граждан. Даже не новые идеи, и уж тем более не сырье и не массовая рабочая сила, а люди с новым творческим потенциалом - вот то единственное, что избавляет Россию от роли сырьевого придатка, обреченного на сегментацию и прозябание уже в первой половине XXI века.

Делегаты и гости съезда РВС осознают невозможность полноценного решения сложнейшей проблемы образования на достаточно коротком массовом собрании, каковым по определению является съезд. Поэтому мы прежде всего заявляем о создании постоянно действующих рабочих групп, которые должны разработать и предъявить альтернативную концепцию образования до июля 2016 года.

Не желая при этом отказываться от немедленного выдвижения хотя бы простейших альтернатив нынешнему реформированию образования, мы заявляем, что образование, которого настойчиво требует подавляющее большинство российского населения - это показывает проведенный нами масштабный соцопрос, - должно как минимум быть:


  • всеобщим - без разделения по уровням, профилям и по достатку родителей;

  • гармоничным - развивающим одновременно и ум, и чувства, и волю обучаемых, и их интеллект, и их ценностные представления. Между тем, сегодня налицо попытка противопоставить друг другу эти вполне сочетаемые характеристики по принципу «или - или», отвергая тем самым все достижения русской и советской педагогики;

  • фундаментальным, а не обслуживающим только сегодняшние практические нужды;

  • разносторонним, развивающим все стороны личности благодаря широкому спектру образовательных предметов, приобщающим ученика к культурной традиции в ее полноте;

  • комплексным и системным, дающим целостную картину мира, а не обрывки знаний.

Мы категорически настаиваем на том, чтобы все эти принципы успешно реализовывались в нашем образовании. Именно от всего этого - лучшего и наиболее перспективного - отказались «реформаторы» 90-х, а затем и современные «модернизаторы» российского образования, заклеймив данный гуманистический опыт как опыт «авторитаризма», «тоталитаризма» и «насилия над личностью».

Вводя в оборот данные ярлыки, «реформаторы» на деле подрывают авторитет учителя, делая его неспособным ни передавать знания, ни воспитывать учащегося. Порожденный этим паралич системы образования лицемерно называют «личностно-ориентированным подходом».

Лавинообразное нарастание количества информации, предлагаемой для освоения в современных условиях, настоятельно требует широкого кругозора и системности представления учебного материала. Но «модернизаторы» нашего образования, ссылаясь на остроту информационного вызова, объявили необязательным именно то, что является наиболее обязательным в этих условиях - широкий кругозор и системность представления учебного материала. И свели всё многообразие культуры, которое осваивал каждый советский выпускник, к ограниченному набору базовых компетенций.

Пообещав «разнообразие форм обучения и конкуренцию образовательных программ», реформаторы на деле лишили нашу систему образования единых требований к результатам обучения, которые одни только и могут обеспечить такую конкуренцию.

Весь комплекс разносторонних нравственных и дидактических целей обучения сведен к подготовке учащихся к поступлению в вуз. И даже эта подготовка превращена в натаскивание на ЕГЭ, что уничтожает мотивацию к получению настоящих, глубоких знаний.

За рамки воспитания выведен труд и даже самообслуживание школьников объявляется «эксплуатацией детского труда».

Отброшена единственно перспективная ориентация образовательной системы на раскрытие и развитие творческих способностей личности. Взамен во всеуслышание и с самого высокого уровня, выдвинута абсолютно бесперспективная и аморальная установка на формирование «квалифицированного потребителя», подрывающая национальную безопасность и проблематизирующая само существование нации.

Вопреки неоднократным заявлениям различных представителей власти о необходимости взвешенного отношения к нашей истории, реформаторы продолжают протаскивать под шумок примитивный антисоветизм, антикоммунизм - словом, всё то, что обернулось на Украине майданизацией сознания. Соединение этого с упрощенчеством, которое является стержнем всей так называемой реформы образования, чревато самыми пагубными результатами уже в ближайшем будущем.

Можно ли остановить запущенный губительный процесс, по поводу которого всё чаще бьет тревогу и родительское, и учительское большинство? Да, можно.

Советский исторический опыт показывает, что восстановление среднего образования возможно реально осуществить в весьма короткие сроки. И это необходимо сделать, иначе новые поколения России окажутся беззащитными перед навязываемыми образованию дебилизацией, сегментацией и упрощенчеством; перед протаскиваемыми в образовательную практику чужими и разрушительными для государства ценностными, моральными, культурными, а в каком-то смысле и политическими установками.

Делегаты и гости съезда, ориентируясь в стратегическом плане на скорейшее создание новой концепции образования, в плане тактическом считают необходимым:


  1. Восстановить отношение к образованию как к государственной функции, а не к сфере услуг. Отказаться от рыночных методов регулирования образовательной деятельности. Отказаться от нарастающей фактической коммерциализации образования.

  2. Заявить о принципиальной недопустимости отказа от всеобуча. Вернуться к всеобщему обязательному среднему образованию.

  3. Восстановить единые требования к знаниям, умениям, навыкам по всем предметам на каждый год обучения, тем самым наполнив реальным предметным содержанием Федеральный государственный образовательный стандарт.

  4. Отменить ЕГЭ в качестве выпускного экзамена. Восстановить классические выпускные экзамены по всем основным школьным предметам.

  5. Восстановить главенствующее положение учителя в образовательном процессе.

  6. Выйти из Болонского процесса.

Ни выполнение данных конкретных пунктов, ни разработка альтернативной концепции образования сами по себе не достаточны для того, чтобы переломить нынешнюю ситуацию. Только ориентация на действительное мнение широкого педагогического актива страны, буквально затерроризированного нынешним «реформаторским» меньшинством, может что-то кардинальным образом изменить. Глобальные вызовы, нарастающее международное давление на нашу страну, губительный пример украинского соседа - всё это, как и многое другое, разворачивает процесс в сторону ориентации на здравомыслие большинства, то есть народа. Мы убеждены, что и процесс в образовании также будет развернут именно эту сторону.

От имени делегатов и участников съездаПредседатель Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление»

Мамиконян М. Р.

Образование

Previous post Next post
Up