Распалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить (Гамлет)
Классный час. Группа студентов третьего курса. Парни и девушки 17-18 лет. Задаю вопрос группе: «Кто ваш герой»? И в ответ: «Мой папа», «Бэтмэн, «Супермен» и.д. Правда есть один студент, он сказал, что его герой товарищ Сталин, но это конечно исключение. Но почему именно фантастические супергерои? Они обладают суперспособностями и только по этой причине являются привлекательным (здорово обладать суперспособностями, иметь бэтмобиль или лазить по небоскребам), ко всему прочему они помогают людям и борется со злом… Герои? Герои! Но мне кажется в этом есть что-то неправильное… Давайте постараемся ответить на этот вопрос.
Молодежь оторвана от своего наследства, она не знает великих имен Алекся Маресьева, Николай Гастелло, Зина Портновой, Олега Кошевого, а в качестве образцов поведения выступают выдуманные персонажи, порой не имеющие с подвигом и геройством ничего общего (например Губка Боб). И от этого не по себе. Приходится закрывать пробелы малыми силами. К сожалению в школе об этом не говорят. Чем страшна такая ситуация?
«Человек - по природе своей культурное существо - просто не может существовать без опорного скелета, который доставляет ему принадлежность к некоторой культуре и участие в ее благах. Из детского подражания возникает поведение, ориентирующееся на некоторый образец; человек чувствует себя тождественным с этим образцом, ощущает себя носителем - а также владельцем - его культуры. <...> Каждый крестьянин знает «кто он такой» и гордится этим. Отчаянный поиск своей принадлежности <...> «identity problem» нынешней молодежи - это симптомы расстройства в передаче культурной традиции. Человеку, страдающему этим недостатком, очень трудно помочь. Если молодой человек потерял духовное наследие культуры, в которой он вырос <...> то ему не дано отождествить себя ни с чем и ни с кем, и тогда он в самом деле ничто и никто - как это можно ясно прочесть сегодня в отчаянной пустоте многих юношеских лиц. Кто потерял духовное наследие культуры, тот поистине обездолен».
Лауреат Нобелевской премии Конрад Лорнец
Может быть такая ситуация только у меня в группе?
В 2012 году было проведено масштабное социологическое исследование детских рисунков. Детям предлагалось сделать четыре рисунка на следующие темы: «моя семья», «мой герой», «моя страна», «мое будущее». Согласно этому исследованию 76% всех рисунков на тему «мой герой» было посвящено иностранным героям, 16% - отечественным и 8% не удалось идентифицировать по данному критерию.
Боле подробно об исследовании можно прочитать здесь:
1) Размышляя над детскими рисунками: беспризорники в нашем доме2) Размышляя над детскими рисунками: с чего начинается Родина?3) Размышляя над детскими рисунками
Все эти герои иностранных мультиков связаны с культурными особенности этих стране. Прежде всего, американской культурой - ведь известно, что большинство супергероев из американских фильмов - это герои комиксов - очень своеобразной американской культуры. Но и не только американской. И японской - множество наших детей буквально «подсаживаются» на японские аниме. И европейской - так, сериал про фей Винкс - итальянский, а известный сериал «Скуби Ду» - английский. Они призваны воспитывать в детях то, что ценно для их культур и стран.
Таким образом, количество и качество мультфильмов, построенные на отечественной культурной традиции, на порядок уступает иностранным мультфильмам. Это значит, что наши дети растут в отрыве от нашей культурной традиции - но зато в тесном взаимодействии с чужими культурами .
Настоящие супергерои:
Click to view
В интернете появляется все больше хороших видеороликов про настоящик героев:
Click to view
Но какое место наши герои занимают в нашей памяти, в нашем сознании. Снова обратимся к исследованию
Из газеты "Суть Времени" №3.
"Размышляя над детскими рисунками: беспризорники в нашем доме":
Среди 2,5 тысяч рисунков «Героя, на которого я хочу быть похож» российских (!) детей 5-13 лет, постоянно проживающих в России (!), есть всего 1 (прописью: один) Алексей Маресьев и еже:
1 Николай Гастелло;
1 Александр Невский
1 Зина Портнова
1 Петр Первый
1 Иосиф Сталин
1 Гуля Королева
1 Дмитрий Донской
Еще есть 2 Валентины Терешковых
и аж 27 (!) раз нарисован Юрий Гагарин.
И еще - 22 раза нарисованы родственники детей - прадедушки уже и прабабушки - герои Великой Отечественной войны.
И еще есть некоторое (не очень значительное) количество пап-спасателей, пап-военных и «мама мой герой - она меня родила».
Всё! Этим отечественный пантеон героев исчерпывается.
Из газеты "Суть Времени" №2:
"Размышляя над детскими рисунками" В каждой мечте типа «хочу быть...» содержится длинная ниточка, цепочка, обязательных шагов жизненного сценария, которые неотделимы от этой мечты и «поставляются» с ней в комплекте. И если даже ребенок (в силу малого возраста или недостаточного жизненного опыта) не сразу и не целиком видит всю эту цепочку «следствий» своей мечты, то ему обязательно подскажут взрослые. Так, например, если ребенок мечтает стать космонавтом, то эта мечта обязательно включает целый клубок вполне определенных сценариев-требований: нужно иметь хорошее здоровье - значит нужно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни - значит надо, к примеру, отказываться от сладкого - а сладкого хочется - значит надо волю закалять... А еще нужно поступить в летное училище - значит нужно хорошо учиться по математике, например - а математика не дается - значит нужно больше заниматься и меньше играть в компьютерные игры - а хочется играть, а не заниматься... Все эти цепочки поведенческих следствий любой мечты полностью или частично «проигрываются» ребенком, а значит - погружаются, интериоризуются и становятся частью личности некоторые исключительно важные социальные знания и навыки. И даже если ребенок хотел стать космонавтом всего неделю, а потом решил стать милиционером - все равно сценарии, усвоенные им - хотя бы на уровне представлений - вместе с мечтой о «космонавте», останутся с ним навсегда и окажут влияние на формирование его личности.
Легко догадаться, что в каждой мечте кроются свои собственные, вполне конкретные сценарии, и далеко не все они, будучи усвоенными детьми, приносят пользу формированию их личности. Например, нам трудно понять, что можно извлечь из мечты стать моделью - весьма распространенной, как выяснилось, у наших детей. Разве что анорексию? - но вряд ли это можно счесть полезным приобретением. А ведь есть и такие мечты, которые вообще не содержат никаких путей к себе. Как стать принцессой? Ответ - никак. То есть это заведомо неосуществимые фантазии, которые ничего не дают ни ребенку, ни - потом - взрослому.
Из всего вышесказанного очевидно, что идет война с исторической памятью и с героем и героизмом как таковым. На удар врага, который все это тщательно организует мы должны дать достойный ответ. И уже даем. Например "уроками мужества":
Урок мужества в интернате №1 КурскВологда. Урок Мужества в СОШ №30Урок мужества по случаю 71-й годовщины полного снятия блокады ЛенинградаУрок мужества в макеевской школе с ополченцем «Сталкер»которых проводятся по строе сотни. Организуются киноклубы. Формируются исторические клубы.
Знай своих героев (эти видео особенно нравятся детям):
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view