Кто твой герой?

Apr 03, 2015 22:05



Распалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить (Гамлет)

Классный час. Группа студентов третьего курса. Парни и девушки 17-18 лет. Задаю вопрос группе: «Кто ваш герой»? И в ответ: «Мой папа», «Бэтмэн, «Супермен» и.д. Правда есть один студент, он сказал, что его герой товарищ Сталин, но это конечно исключение. Но почему именно фантастические супергерои? Они обладают суперспособностями и только по этой причине являются привлекательным (здорово обладать суперспособностями, иметь бэтмобиль или лазить по небоскребам), ко всему прочему они помогают людям и борется со злом… Герои? Герои! Но мне кажется в этом есть что-то неправильное… Давайте постараемся ответить на этот вопрос.

Молодежь оторвана от своего наследства, она не знает великих имен Алекся Маресьева, Николай Гастелло, Зина Портновой, Олега Кошевого, а в качестве образцов поведения выступают выдуманные персонажи, порой не имеющие с подвигом и геройством ничего общего (например Губка Боб). И от этого не по себе. Приходится закрывать пробелы малыми силами. К сожалению в школе об этом не говорят. Чем страшна такая ситуация?

«Человек - по природе своей культурное существо - просто не может существовать без опорного скелета, который доставляет ему принадлежность к некоторой культуре и участие в ее благах. Из детского подражания возникает поведение, ориентирующееся на некоторый образец; человек чувствует себя тождественным с этим образцом, ощущает себя носителем - а также владельцем - его культуры. <...> Каждый крестьянин знает «кто он такой» и гордится этим. Отчаянный поиск своей принадлежности <...> «identity problem» нынешней молодежи - это симптомы расстройства в передаче культурной традиции. Человеку, страдающему этим недостатком, очень трудно помочь. Если молодой человек потерял духовное наследие культуры, в которой он вырос <...> то ему не дано отождествить себя ни с чем и ни с кем, и тогда он в самом деле ничто и никто - как это можно ясно прочесть сегодня в отчаянной пустоте многих юношеских лиц. Кто потерял духовное наследие культуры, тот поистине обездолен».

Лауреат Нобелевской премии Конрад Лорнец

Может быть такая ситуация только у меня в группе?
В 2012 году было проведено масштабное социологическое исследование детских рисунков. Детям предлагалось сделать четыре рисунка на следующие темы: «моя семья», «мой герой», «моя страна», «мое будущее». Согласно этому исследованию 76% всех рисунков на тему «мой герой» было посвящено иностранным героям, 16% - отечественным и 8% не удалось идентифицировать по данному критерию.
Боле подробно об исследовании можно прочитать здесь:
1) Размышляя над детскими рисунками: беспризорники в нашем доме
2) Размышляя над детскими рисунками: с чего начинается Родина?
3) Размышляя над детскими рисунками



Все эти герои иностранных мультиков связаны с культурными особенности этих стране. Прежде всего, американской культурой - ведь известно, что большинство супергероев из американских фильмов - это герои комиксов - очень своеобразной американской культуры. Но и не только американской. И японской - множество наших детей буквально «подсаживаются» на японские аниме. И европейской - так, сериал про фей Винкс - итальянский, а известный сериал «Скуби Ду» - английский. Они призваны воспитывать в детях то, что ценно для их культур и стран.



Таким образом, количество и качество мультфильмов, построенные на отечественной культурной традиции, на порядок уступает иностранным мультфильмам. Это значит, что наши дети растут в отрыве от нашей культурной традиции - но зато в тесном взаимодействии с чужими культурами .

Настоящие супергерои:

image Click to view



В интернете появляется все больше хороших видеороликов про настоящик героев:

image Click to view



Но какое место наши герои занимают в нашей памяти, в нашем сознании. Снова обратимся к исследованию
Из газеты "Суть Времени" №3. "Размышляя над детскими рисунками: беспризорники в нашем доме":

Среди 2,5 тысяч рисунков «Героя, на которого я хочу быть похож» российских (!) детей 5-13 лет, постоянно проживающих в России (!), есть всего 1 (прописью: один) Алексей Маресьев и еже:

1 Николай Гастелло;
1 Александр Невский
1 Зина Портнова
1 Петр Первый
1 Иосиф Сталин
1 Гуля Королева
1 Дмитрий Донской
Еще есть 2 Валентины Терешковых
и аж 27 (!) раз нарисован Юрий Гагарин.
И еще - 22 раза нарисованы родственники детей - прадедушки уже и прабабушки - герои Великой Отечественной войны.
И еще есть некоторое (не очень значительное) количество пап-спасателей, пап-военных и «мама мой герой - она меня родила».
Всё! Этим отечественный пантеон героев исчерпывается.

Из газеты "Суть Времени" №2: "Размышляя над детскими рисунками"

В каждой мечте типа «хочу быть...» содержится длинная ниточка, цепочка, обязательных шагов жизненного сценария, которые неотделимы от этой мечты и   «поставляются» с ней в комплекте. И если даже ребенок (в силу малого возраста или недостаточного жизненного опыта) не сразу и не целиком видит всю эту цепочку «следствий» своей мечты, то ему обязательно подскажут взрослые. Так, например, если ребенок мечтает стать космонавтом, то эта мечта обязательно включает целый клубок вполне определенных сценариев-требований: нужно иметь хорошее здоровье - значит нужно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни - значит надо, к примеру, отказываться от сладкого - а сладкого хочется - значит надо волю закалять... А еще нужно  поступить в летное училище - значит нужно хорошо учиться по математике, например - а математика не дается - значит нужно больше заниматься и меньше играть в компьютерные игры - а хочется играть, а не заниматься... Все эти цепочки поведенческих следствий любой мечты полностью или частично «проигрываются» ребенком, а значит - погружаются, интериоризуются и становятся частью личности некоторые исключительно важные социальные знания и навыки. И даже если ребенок хотел стать космонавтом всего неделю, а потом решил стать милиционером - все равно сценарии, усвоенные им - хотя бы на уровне представлений - вместе с мечтой о «космонавте», останутся с ним навсегда и окажут влияние на формирование его личности.
Легко догадаться, что в каждой мечте кроются свои собственные, вполне конкретные сценарии, и далеко не все они, будучи усвоенными детьми, приносят пользу формированию их личности. Например, нам трудно понять, что можно извлечь из мечты стать моделью - весьма распространенной, как выяснилось, у наших детей. Разве что анорексию? - но вряд ли это можно счесть полезным приобретением. А ведь есть и такие мечты, которые вообще не содержат никаких путей к себе. Как стать принцессой? Ответ - никак. То есть это заведомо неосуществимые фантазии, которые ничего не дают ни ребенку, ни - потом - взрослому.

Из всего вышесказанного очевидно, что идет война с исторической памятью и с героем и героизмом как таковым. На удар врага, который все это тщательно организует мы должны дать достойный ответ. И уже даем. Например "уроками мужества":
Урок мужества в интернате №1 Курск
Вологда. Урок Мужества в СОШ №30
Урок мужества по случаю 71-й годовщины полного снятия блокады Ленинграда
Урок мужества в макеевской школе с ополченцем «Сталкер»
которых проводятся по строе сотни. Организуются киноклубы. Формируются исторические клубы.

Знай своих героев (эти видео особенно нравятся детям):

image Click to view



image Click to view



image Click to view

image Click to view



image Click to view


image Click to view



image Click to view

Герои

Previous post Next post
Up