Революционные народники (Часть 3)

Feb 24, 2015 01:47



Михаил Александрович Бакунин (1814-1876)
В общем это - детство пролетарского движения, подобно тому, как астрология и алхимия представляют собой детство науки.
Маркс К. Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. Т. 18. - с. 30

Краткая биография из книги Л.М. Ляшенко «Революционные народники» (с. 18):

М.А. Бакунин родился 30 мая 1814 г. в семье потомственного дворянина. Закончил Артиллерийское училище в Петербурге, но уже в 21 год вышел в отставку. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. Знакомится с крупнейшими социалистами Европы К. Марксом, Ф. Энгельсом, П. Прудоном, Л. Бланом и др. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. - из Франции. В 1848 - 1849 гг. - один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан царскому правительству и шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию в США в Лондон к Герцену и Огареву. После поражения в 1964 г. польского восстания вступил в I Интернационал и активно участвовал в западноевропейском революционном движении. Свою анархическую утопическую программу противопоставлял научному социализму Маркса и Энгельса. В 1872 г. исключен из I Интернационала. Пытался претворить в жизнь свои анархические планы во время восстания в Лионе (1870) и Болонье (1874). Умер в Швейцарии 1 июля 1876 г.

Как в небольшой статье описать жизнь и судьбу такого большого человека, как М.А. Бакунин? Его живую страсть и огонь революции в сердце, мечту о счастье народов мира? Мне кажется, что живое слово может сказать об этом. Поэтому обратимся к самому Бакунину с вопросом о его судьбе и его мечте…

«В моей природе был всегда коренной недостаток: это любовь к фантастическому, к необыкновенным, неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим горизонт безграничный и которых никто не может предвидеть конца. Мне становилось и душно и тошно в обыкновенном спокойном кругу».

Это человек невероятной энергии. Начиная с 40-х гг. Михаил Бакунин отчаянно ведет борьбу против трех монархий (Российской, Австрийской и Прусской).
Осень 1847 - высылка в Париж.
Лето 1848 - участие в Парижском восстании.
Весна 1849 - участие в Дрезденском восстании. Арест и заключение в тюрьму.
Зима 1850 - саксонский суд выносит смертный приговор.
Лето 1850 - выдача Австрийским властям.
Весна 1851 - выдача российскому правительству и заключение в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

Впереди 6 лет тюремного заключения, 4 года сибирской ссылки. Бегство через Японию в США в Лондон к Герцену. Тайные общества, Англия, Швеция, Италия, Швейцария, I интернационал и борьба с Марксом, исключение из I Интернационала. Попытка создать международное общество анархистов, заговоры, интриги, восстание в Италии и Португалии.
Но как формировались убеждения такого пламенного революционера 19 века?
В 1835 Бакунин подает в отставку и уходит со службы. Поселяется в Москве и начинает дружеское общение с кружком Станкевича. Начинает изучать немецкую философию. В этот период Бакунин поддерживает близкие отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским.

В 1839-40 годах  знакомство с Герценом, Огарёвым.
Вот как описывает московский период жизни Бакунин Герцен:

« Станкевич {Я говорил об этом замечательном молодом человеке, умершем в Италии, в своей брошюре' "О революционных идеях в России", страницы 130--131.} побудил его изучать философию. Быстрота, с которой Бакунин, тогда еще очень плохо знавший немецкий язык, усвоил идеи Канта и Гегеля и овладел как диалектическим методом, так и умозрительным содержанием их сочинений,-- была поразительна*. Через два года после приезда в Москву он настолько опередил своих друзей, что они уже обыкновенно обращались к нему, когда встречались с какими-либо трудностями».



А.И. Герцен

В 1840 г. Бакунин решает уехать в Берлин для дальнейшего изучение философии. Рассорившись с одним из участников кружка Станкевича Катковым (дело чуть не закончилось дуэлью) он уезжает из Петербурга в Берлин. В последствии, Катков очень нелестно отзывается о Бакунине.
Основательно изучив Гегеля в 1842 Бакунин размещает свою знаменитую революционную статью «Реакция в германии», наделавшую много шума.

А вот как описывает Бакунина А. Блок в октябре 1906, ссылаясь на эту статью:

«Можно ли брать с Бакунина пример для жизни? Конечно, нет. Нет, потому одному, что такие люди только родятся. Такая необычайная последовательность и гармония противоречий не даются никакими упражнениями. Но эта "синтетичность" все-таки как-то дразнит наши половинчатые, расколотые души. Их раскололо то сознание, которого не было у Бакунина. Он над гегелевской тезой и антитезой возвел скоропалительный, но великолепный синтез, великолепный потому, что им он жил, мыслил, страдал, творил. Перед нами - новое море "тез" и "антитез". Займем огня у Бакунина! Только в огне расплавится скорбь, только молнией разрешится буря: "Воздух полон, чреват бурями! И потому мы зовем наших ослепленных братьев: покайтеся, покайтеся, царство Божие близко! - Мы говорим позитивистам: откройте ваши духовные глаза, оставьте мертвым хоронить своих мертвецов и убедитесь наконец, что духа, вечно юного, вечно новорожденного, нечего искать в упавших развалинах ... Позвольте же нам довериться вечному духу, который только потому разрушает и уничтожает, что он есть неисчерпаемый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть вместе и творческая страсть".  Это говорит молодой Бакунин, но то же повторит и старый. Вот почему имя его смотрит на нас из истории рядом с многошумными именами. Хорошо узнать Бакунина, страстно и пристально взглянуть в его глаза, на лицо, успокоенное только смертью: бури избороздили его. "Бакунин во многом виноват и грешен, - писал Белинский, - но в нем есть нечто, что перевешивает все его недостатки, - это вечно движущее начало, лежащее в глубине его духа". Переведем эти старые, "гуманные" слова на вечно новый язык. Скажем: огонь».

В этом же году Бакунин решает навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию:

«Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу…
Я не гожусь теперешней России, я испорчен для неё, а здесь я чувствую, что я хочу ещё жить, я могу здесь действовать, во мне ещё много юности и энергии для Европы».

Из письма брату Николаю 9 октября 1842

Весной 1942 Бакунин знакомится с известным немецким революционным поэтом Гервегом, которого высылают из Пруссии за его революционные стихи. И они вместе уезжают в Швейцарию. С этого времени начинается революционная деятельность Бакунина

Герверг оказал на Бакунина значительное влияние. Своими стихами он подымает революционную мысль в Европе. В это время произошел спор между Гервегом и Фрейлигратом. Фрейлиграт, заявил, что «поэт стоит на башне более высокой, чем вышка партии». В 1842 в «Рейнской газете» Греверг ответил ему своим стихом «Партия»:
Наш век прогнил насквозь.
Наш век смертельно болен.
Сгрудились у одра наследники толпой...
Так пусть же он умрет!
Народ, что обездолен,
Пусть партия ведет железною рукой!
Пер. Н. Вержейской
Также примечательно, что жена Герцна была влюленна в молодго поэта, что сыграло огромную роль в отношении Герцена к революционной среде и привело к международному скандалу. Но это отвлечение от темы. Проследим за дальнейшей судьбой Бакунина



Георг Герверг

1843 - знакомство с радикальным революционером-коммунистом Вильгельмом Вейтлингом
1844 - правительство России узнав об этой связи лишает дворянства и собственности Бакунина, а так же «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу»

С 44 по 47 года Бакунин знакомится с Прудоном и Марксом, с лидером революционного крыла польской эмиграции Иохимом Лелевелем. И в этот же период разворачивается активнейшая революционная деятельность о которой будет изложено в следующей статье.



Иохимом Лелевель

народники

Previous post Next post
Up