Aug 31, 2007 11:14
Сюжет фильма незамысловат: его основу составляет история о «командировочном» романе между актером Бобом и выпускницей факультета философии Йельского университета Шарлот. Однако это не простая любовная история, это своеобразный протест обесчеловечиванию отношений между любыми, даже самыми близкими людьми. Шарлота не может найти понимания у подруги, которая просто не желает её слушать, а жена Боба уже слишком увлечена детьми, чтобы тратить время на телефонный разговор с мужем. Не случайно первые кадры фильма изображают спящую в кровати Шарлот и дремлющего машине Боба. Все вокруг словно находятся во сне, и не видят, что их близкие люди нуждаются в понимании и любви.
Но любовь - это слишком простое определение того, что происходит между главными героями. Персонажи Билла Мюррея и Скарлет Йоханссон показывают зрителю абсолютно другой уровень отношений - своего рода единение душ. Оно возникает настолько спонтанно, и столь глубоко, что режиссер не считает нужным показать сцену знакомства - называния имен. Ведь Шарлот и Боб знакомы задолго до своей встречи. Их встреча позволяет реализовать им свое мироощущение, весь свой потенциал заботы об человеке, обсудить наконец-то темы, на которые другие, «спящие», люди не желают говорить.
Пожалуй, будь этот фильм поставлен вне Японии, он превратился бы в банальнейшую любовную историю. Япония, её нравы, пейзажи, телепередачи, выступают у режиссера Софии Копполы своеобразным зеркалом, карикатурой, в которой преломляется западный мир. Плоды западной культуры: туповатые ток-шоу, съемки рекламы, гигантские центры игровых автоматов, стриптиз-клубы - находятся на фоне истинной японской культуры - буддийских храмов, сада камней, японских церемоний и уроков икебаны. Японию раздирают противоречия: с одной стороны - низкие души и маленькие бритвы в гостинице, а с другой - огромные плазменные экраны на небоскребах и километровые подвесные мосты. Зеленые поля для гольфа на фоне Фудзиямы, океан, которые виднеется из окна электрички, и тянущийся до горизонта Киото, вид на который разворачивается из окна Шарлот.
Это один из интересных приемов, которыми Коппола рисует характеры героев: то, что привнесено Западом, показано глазами Боба, а все душевное, истинно японское, мы видим, следуя за Шарлот.
Кополла блестяще показывает переживания героев. Но показывает не в виде каких-то придуманных страстей, глубокой рефлексии, искусственного накручивания эмоций. Режиссер осмысливает чувства героев на символическом уровне: когда Шарлот рассматривает свои фотографии с мужем, на заднем фоне виднеется подушка в виде яйца, подаренная Бобом. Когда она идет по саду камней и видит пышную церемонию, то отмечает в ней только одно - как девушка вкладывает свою руку в руку своего спутника. А самое пылкое признание заменяет эпизод с завязыванием кусочка ткани на дереве желаний.
Образ Боба - это скучающий, практически ничем уже не интересующийся, действующий часто по привычке, человек. Весь фильм Шарлота словно расшевеливает, «будит» Боба, и единственная искренняя улыбка на его лице появляется только после прощального поцелуя с Шарлот.
После прощания оба героя окончательно пробудились ото сна, и бодрствовать будут уже за поворотом дороги - последним кадром фильма. Какой ответный факс пошлет Шарлот своему мужу Чарли, сможет ли Боб подпеть еще какой-нибудь девушке «I am special» - это столь же простая и одновременно столь же сложная задача, как выбор песни для караоке из списка, что лежит на коленях у Боба.
рецензии,
кино