Марка государства Мали, на которой изображено государство Тимбукту

Jan 19, 2014 04:43



Манса Муса - внучатый племянник основателя империи Мали, мансы по имени Сундиата Кейта.

К тому времени, когда манса (этот титул означает «царь царей») по имени Муса в 1312 году н.э. взошел на трон, государство Мали уже подчинило себе и полностью контролировало земли, на которых располагались торговые пути на юг (эти земли были богаты золотом) и на север (на них располагались залежи соли). Получив титул, Муса немедленно подчинил себе земли в среднем течении Нигера в соответствии с правилом Мали.



Он включил в состав своей империи города Тимбукту и Гао и ввел свое правление в городах, расположенных транспустынных торговых маршрутах - например в таком, как Валата. На северной стороне великой пустыни располагался город под названием Тагаза. Манса направил свои войска на север, достигнув этого города и тех мест в его округе, где производился стратегически важный товар - соль. Также он направил малийскую армию на восток, далеко за пределы города Гао, и тем самым подступил к границам расселения народа Хауса. Также он направил полчища на запад в Такрур.

Таким образом, Муса распространил единую систему правопорядка на большую часть территории Западного Судана. Он проделал это столь успешно, что знаменитый арабский купец Ибн Баттута, путешествуя по Мали приблизительно двенадцать лет спустя после правления Мусы, нашел эту местность «в общем и целом совершенно безопасной». Это было грандиозным политический успехом, что позволяет включить мансу Мусу в один ряд с другими величайшими государственными деятелями в истории Африки.

Этому поспособствовала деятельность купцов из числа представителей народа под названием «Дьюла», торговые объединения которых с приходом мансы Мусы к власти стали путешествовать в самые удаленные уголки Западной Африки. По своей природе купцы Дьюлы в торговле были мастерами своего дела и, что немаловажно, полны энергией. Также они черпали силы в исламе оттого, что были истинными мусульманами. Чувство принадлежности к одной религии давало им ощущение сплоченности и единства. Они были связаны воедино, даже невзирая порой на тот факт, что члены их торговых союзов были выходцами из разных кланов или представителями различных территорий.

Как и другие правители Мали до него, Муса был мусульманином. Тем не менее большинство его подданных были вовсе не мусульманами, и по этой причине наряду с исламом он поддерживал религию народа мандинка. При его дворе допускалось соблюдать различные религиозные обычаи и обряды.

Паломничество Мусы в Мекку, предпринятое им в 1324 году, стало очень знаменитым. Его великолепное путешествие по столице Египта Каиру надолго запомнилось местному населению. Народы Египта и Аравийского полуострова встречали его повсюду с восхищением и удивлением. Муса захватил с собой в путешествие горы золота, и осыпал улицы обильными золотыми подарками так щедро, что благодаря его визиту «народ Каира сумел значительно разбогатеть». Расточительность Мусы и тот факт, что он швырял и разбрасывал монеты налево и направо, привели к тому, что он внес сумятицу во всем Каире в плане того, что подорвал порядок рыночных цен на товары. Предложение золота резко возросло и вследствие этого просело в цене. В городах Каир, Медина и Мекка внезапные интервенции золота девальвировали металл на все следующее десятилетие. Цены на товары и изделия в попытке приспособиться к новоприобретенным богатством подверглись процессу суперинфляции, последствия которого в свою очередь захлестнули все местное население. Чтобы хоть как-то поправить рынок золота и вернуть его в прежнее состояние, Муса позаимствовал обратно у каирских ростовщиков такой объем золота, который он мог перевезти, причем под жуткие проценты. Это единственный случай в истории, когда человек непосредственно повлиял на цену золота во всем Средиземноморском регионе.

Данный факт повлиял на то, что смерть мансы Мусы по-прежнему широко обсуждается арабскими учеными, востоковедами и современными историками, знакомыми с историей Мали и интересующимися ею.

(См. подробнее в:
A. J. H. Goodwin. The Medieval Empire of Ghana // The South African Archaeological Bulletin. Vol. 12, No. 47 (published by South African Archaeological Society in Sep., 1957), pp. 108-112).



Запись сделана с помощью приложения LiveJournal для Android.

mali, Тимбукту, timbuktu, Мали, манса Муса, mansa musa, via ljapp

Previous post Next post
Up