Виченца - Город Палладио

Jun 23, 2014 01:37



Давненько я не писал в ЖЖ. Дошли руки и пришла пора наверстывать упущенное. Тем более, материала накопилось, будет много интересного!

Римское поселение на месте современной Виченцы известно историкам с III в. до н.э. После римлян сюда пришли немецкие племена, затем византийцы. В конце IX в. венгры сравняли город с землей. С XII в. Виченца постоянно переходила из рук в руки, в ходе борьбы между гвельфами и гибеллинами. В конце концов, феодал Эццелино III изгнал гвельфов и присоединил Виченцу к своим владениям. После него управление перешло к самому влиятельному гибеллинскому роду - Скалигерам, а уже в начале XV в. город присоединился к Венецианской республике.
В начале XVI в. Виченца являлась наименее развитым из крупных городов региона. Однако, именно в этом веке, благодаря усилиям великого архитектора Андреа Палладио, центр города обретает свой современный вид. Приёмы, воплощенные Палладио впервые в Виченце, впоследствии разовьются в палладианство, а затем в архитектурную составляющую классицизма.



Центр политической и торговой жизни города - две площади: первая Пьяцца деи Синьори...

1.


... с колоннами по образу тех, что установлены на набережной Сан Марко в Венеции (на одной - схожий лев-химера, как символ Венецианской республики, но вместо Святого Теодора тут Христос Искупитель).

2.


Вторая площадь - Пьяцца делле Эрбе, в наши дни довольно пустая.

3.


А между этими двумя площадями уютно расположилась Базилика Палладиана.

4.


По сути это зал заседаний городского совета или так называемый "Палаццо делла Раджионе". Построен он был в XV в., примерно повторяя формы одноименного, более старого дворца в Падуе.

5.


82-метровая башня (Торре делла Биссара) построена раньше, чем сам дворец (XII в.).

6.


7.





Старое здание начало обрушаться через несколько лет после завершения строительства. В середине XVI в. городские власти приглашали многих именитых архитекторов того времени, в том числе Якопо Сансовино и Микеле Санмикели, однако, осуществлять реконструкцию поручили тогда ещё молодому местному архитектору Палладио, который работал с этим проектом до конца своей жизни. Строительство было завершено уже в XVII в., через 30 лет после смерти мастера.

8.


Проект Андреа Палладио заключался в строительстве внешней мраморной «оболочки» здания с трехпросветными окнами особого вида. Оболочка сформировала лоджии по всему периметру здания. Широкий центральный просвет окна отделяется от боковых пилястрами или колоннами, а сверху завершается аркой. Эти окна называют серлианскими (в честь Себастьяна Серлио, который впервые их описал), палладианскими (в честь самого Палладио, так как именно он популяризировал их применение) или венецианскими (т.к. такие окна получили широкое распространение на всей территории современного Венето, в том числе и в самой Венеции). Нижние колонны выполнены в дорическом ордере...

9.


...а окна второго уровня - в ионическом.

10.


Здание сохраняло свою функцию после реконструкции и лишь в наши дни превращено в выставочный зал.

По поводу названия: "базилика" - это не только определенный тип и титул католических храмов. В древнем Риме базиликами назывались крупные гражданские сооружения, строящиеся около форума и предназначавшиеся для городских советов, судов и т.п. Палладио, черпавший вдохновение именно в древнеримских постройках, и считавший эту архитектуру наиболее целесообразной, переделал существующий дворец именно в соответствии с формами древних базилик, которые тоже, в основном делились на широкий центральный объем и боковые галереи (в данном случае - лоджии оболочки), отсюда и новое название.

Мраморная оболочка здания завершается парапетом, украшенным статуями.

11.


С третьего уровня открывается прекрасный вид на Пьяцца деи Синьори и совершенно неожиданно появляются Альпы (из города их совсем не видно). Горы далеко, но они всё равно выступают в качестве великолепных декораций.

12.


В другую сторону видно святилище Монте Берико и одноименный храм XVII в. Внутри, кстати, внушительного размера картина Паоло Веронезе - "Тайняя вечеря".



Панорама вида в эту сторону. На этих холмах также расположились две знаменитые виллы, о них будет отдельный пост.

13.


Пано кликабельно для увеличения

Спускаемся вниз. На Пьяцца деи Синьори находится ещё одно палладианское здание - Лоджия дель Капитанио. Сейчас именно здесь заседает городской совет, а раньше это была резиденция венецианского капитана, официального представителя республики в Виченце. Палладио построил это здание через 20 лет после начала сооружения Базилики. Основные приёмы - т.н. большой ордер (колонны на 2 этажа) и насыщенная декорация.

14.


Одной из последних (и наиболее известных) работ Палладио стал Театро Олимпико.

15.


По сути это первый за всю историю крытый театр, именно он стал прародителем всех театральных и концертных залов в мире. Здесь до сих пор дают представления и концерты. Но присутствовать на них могут не более 400 человек.

Основная идея проекта - заключение идеального античного амфитеатра в крытый объем средневекового здания (театр строился на руинах старой крепости Кастелло дель Территорио).

Палладио скончался через 6 месяцев после начала строительства. Достраивать сооружение поручили его сыну, а затем привлекли к работе последователя мастера - Винченцо Скамоцци.

16.


Винченцо спроектировал вход-арку в крепостной стене, продумал постепенный переход от средневековой архитектуры внутреннего двора к классическому амфитеатру, и, самое главное, спроектировал уникальные гипсовые декорации на сцене, которые сохранились до наших дней.

17.


Идея зрительного обмана перспектив улиц на сцене принадлежит Палладио, но подробные эскизы он сделать не успел, поэтому впечатляющие декорации, по сути - самостоятельная работа Скамоцци.

18.


Театр был открыт в 1585 году постановкой «Царя Эдипа» Софокла.

В настоящее время в мире сохранилось всего 3 театра эпохи возрождения: Театро Олимпико и ещё два (в Саббионете и в Парме, оба построены по образу первого).

19.


Неподалеку от театра находится ещё одно здание, спроектированное Палладио - Палаццо Кьеркати. Это городской дворец графа Джироламо Кьеркатти. Он был одним из покровителей Палладио. Великий архитектор построил для семьи Кьеркати этот городской дворец и загородную виллу.

Это один из первых проектов архитектора по строительству городской резиденции. Особенность фасада - немного приподнятый портик и лестница, напоминающая древние храмы. Портик приподнят намеренно - во времена постройки эта местность регулярно затоплялась.

20.


Кстати, благодаря знакомству Кьеркатти и Палладио, последний получил заказ на реконструкцию вышеупомянутого Палаццо делла Раджионе.

В некоторых залах - фресковая роспись потолков.

21.


С конца XIX в. во дворце размещается городской музей и картинная галерея. Коллекция, в сравнении с другими муниципальными пинакотеками Венето, не столь насыщенная, но всё таки и тут есть на что посмотреть: центральная часть "Триптиха Яна Краббе" Ганса Мемлинга, "Богородица с младенцем с апостолом Иаковом и святым Иеронимом" Чима да Конельяно, "Чудо Св. Августина" Тинторетто, "Богородица с младенцем, Св. Петром и святой мученицей" Паоло Веронезе, "Экстаз Св. Франциска" Джамбатиста Пьяццетты, "Непорочное зачатие" Джамбатиста Тьеполо, "Четыре возраста человека" Антониса ван Дейка и др.

Ещё одно значительное произведение Палладио в черте города - Палаццо Барбаран да Порто, было построено для аристократа Монтано Барбарано.

22.


Внушительного размера дворец с внутренним атриумом - одно из немногих строений, которое было завершено при жизни Палладио.

23.


В наши дни здесь размещается музей, посвященный архитектору. Макеты и интерактивные архитектурные инсталляции удачно разместились в шикарных залах с живописью Джамбатиста Дзелотти (который работал с Палладио на Вилле Эмо) и Андреа Вичентино.

24.


25.


Тут слева макет Виллы Ротонды. О ней самой - в следующем посте.

26.
http://vlasshole.users.photofile.ru/photo/vlasshole/96689158/130991027.jpg

Ранее упомянутая Лоджия делль Капитанио.

27.


28.


Вилла Эмо.

29.


Базилика Палладиана.

30.


В завершение - великолепный двор Палаццо Тиене. Некогда готический дворец, также перестроен по проекту Палладио.

31.


Венето, Италия, Виченца

Previous post Next post
Up