Сан Марко - один из шести районов (сестриере) Венеции. Помимо центральной одноименной площади и собора, здесь много интересного. Административно к району приписан ещё и остров Сан Джорджо Маджоре.
В сотне метров на запад от площади Св. Марка находится церковь Сан Моизе (Св. Моисея). Она была основана в VIII в., а X в. тёзка святого из знатной венецианской семьи Вениер профинансировал масштабную перестройку и строительство кампанилы, сохранившейся до наших дней. Спустя ещё 700 лет представители ещё одной аристократической семьи - Фини, заказывают возведение помпезного барочного фасада, в последствии критикуемого за чрезмерную вычурность. В XIX-XX вв. значительную часть скульптурных украшений с фасада сняли и сегодня фасад, как мне кажется, выглядит, вполне гармонично.
1.
Далее на запад - Санта Мария дель Джильо. Построена была в X в. по заказу славянской семьи Зобениго. В XVII в. члены рода Барбаро (они же Барбариго), посвящают новый барочный фасад по проекту
Джузеппе Сарди родоначальнику Антонио, который при жизни был прокуратором района Сан Марко.
2.
Фигуры на фасаде - Антонио Барбаро (в центре над входом) и его братья.
3.
В цоколе фасада - рельефы планов городов, сыгравших важные роли в истории рода - Задар, Ираклион, Падуя, Рим, Корфу и Сплит.
4.
Внутри Санта Мария дель Джильо фотографировать нельзя, но зайти туда обязательно стоит ради единственной в Венеции картины
Рубенса ("
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем").
Дальше в том же направлении, мимо маленькой Кампьелло делла Фелтрина...
5.
... к площади Св. Маврикия и одноименной церкви Сан Маурицио. Церковь XVII в., значительно перестроена в XIX в. Известна тем, что в ней какое-то время размещалась мастерская
Антонио Кановы.
6.
Кампанила на заднем плане прошлого фото принадлежит монастырю Сан Стефано.
7.
"Падающая башня Венеции" была построена в XIII в., вместе с церковью и монастырем. Наклон появился после землетрясения XVI в.
8.
А вот и сама церковь Стефана Первомученника. Достраивался весь комплекс в течение XIV-XV вв. Входной портал - работа
Бартоломео Бона старшего.
9.
Интерьер. В первую очередь следует обратить внимание на своды центрального нефа, напоминающие перевернутый корабельный киль. Сходство не случайно - эти своды появились здесь в XV в., и к работам по всей Венеции активно привлекались судостроители.
10.
Церковь печально известна тем, что ещё приходилось 6 раз переосвящать, после кровопролитий в её стенах.
11.
Алтарь.
12.
В ризнице церкви выставлено несколько картин. Окно над входом сакристии окружено картинами "Бегство в Египет", "Поклонение Волхвов" и "Избиение младенцев"
Гаспаро Дициани. Дициани, между прочим, работал и в России, в частности, по заказу Екатерины II создал плафон "Олимпия" над
Иорданской лестницей Зимнего Дворца в Питере.
13.
На восточной стене ризницы - одна из последних работ
Якопо Тинторетто - "
Тайная Вечеря". Заканчивал картину сын великого художника -
Доменико.
14.
На западной же стене - ещё две картины Тинторетто - "Омовение ног" и "Моление о чаше".
15.
По бокам от алтаря ризницы - две части полиптиха совместной работы
Антонио Виварини и
Джованни д'Алеманья - "
Св. Лаврентий" и "
Св. Николай Барийский". Остальные части полиптиха сейчас находятся в музее Кунстхисторишес в Вене.
16.
Из сакристии есть выход во двор. Тут можно увидеть голову Св. Себастьяна работы
Туллио Ломбардо, а также несколько небольших скульптур его школы.
17.
Скульптуры школы Туллио Ломбардо (клик по превьюшкам, откроются в новом окне\вкладке).
Также во дворе выставлена мемориальная доска Джованни Фальера работы
Антонио Кановы, чья первая мастерская в Венеции располагалась именно здесь.
18.
На площади Св. Стефана также располагается церковь Сан Видал (Св. Виталия Миланского).
19.
Церковь была основана в XI в. Витале Фальером, тогдашним дожем Венеции. Перестраивалась в XVII в.
20.
В алтаре прекрасная картина
Витторе Карпаччо - "
Св. Виталий во славе". Внимание стоит также обратить на картину
Джованни Баттиста Пьяццетты - "
Архангел и Св. Антоний Падуанский", она на северной стене, рядом с алтарём.
21.
На севере района расположена церковь Сан Сальвадор (Спасителя). Церковь была основана папой Александром III в XII в. С XV в. перестраивалась, в работе принимали участие
Туллио Ломбардо,
Винченцо Скамоцци и
Якопо Сансовино. Фасад работы
Джузеппе Сарди. Внутри - "
Благовещение"
Тициана.
22.
Как я уже писал, к району также приписан остров Сан Джорджо Маджоре.
23.
В X в. на острове, освоенном ещё во времена Древнего Рима, был основан бенедиктинский монастырь. В XVI-XVII вв. был построен одноименный с островом собор по проекту
Андреа Палладио и его ученика
Винченцо Скамоцци. Последний, в частности, достраивал фасад - он практически идентичен фасаду палладианской церкви Сан Франческо делла Винья (о ней расскажу в посте о сестриере Кастелло).
24.
Внутри собора представлены три картины
Якопо Тинторетто: "
Тайная Вечеря", "
Манна небесная" и "
Положение во гроб".
25.
В завершение - парочка фото маленьких каналов Сан Марко. На втором фото видна кампанила собора Св. Марка.
26.
27.
В следующем посте расскажу о районе Кастелло.