Стамбул, Часть 2: Окраины Константинополя. Римско-византийский период.

Dec 22, 2010 01:36



Новая столица Римской империи росла очень быстро; стены, построенные Константином не смогли сдержать экспансию и уже при Феодосии II (через сто лет после Константина) потребовалось строить новые стены. Этот пост охватывает сохранившиеся сооружения Римско-византийского периода, расположенные между стенами Константина и стенами Феодосия.


Стены Феодосия. По окончанию постройки, стены длиной 5,5 километров полностью перекрывали доступ к Константинополю по суше. Сейчас по руинам стен проходит граница района Фатих.

1.


Внутренняя стена высотой 12 метров и шириной 5 метров через каждые 55 метров была укреплена шестиугольной либо восьмиугольной башней высотой в 20 метров, общее количество которых доходило до ста.

2.


Стены были построены, дабы защитить город от варваров. Так уж вышло, что от крестоносцев во время четвертого крестового похода она не защитила. А затем не защитила и от османов. Те притащили крупнейшую пушку на то время - "Базилика" - 30-тонный венгерский василиск, обслуживаемый расчетом из 700 человек. Полутонное ядро, попавшее в стены проделало огромную брешь. На фото: справа - Константинополь, слева - варвары, крестоносцы и османы ;)

3.


Второй по значимости сохранившийся памятник архитектуры времен Византийской империи (после Собора Святой Софии) - Церковь Христа Спасителя в Хоре. Хора - сохранившееся в названии греческое слово, означавшее 'поле' либо 'деревня', т.к. первоначальные постройки были возведены ещё до Феодосия и, действительно, стояли посреди полей.

4.


Существующее здание церкви было построено в конце XI в. Значительно перестроено после прихода к власти династии Палеологов в XIV в. Организатором и спонсором строительства выступил Феодор Метохит - логофет (придворный советник) императора Андроника II. Фрески и мозаики, заказанные им являются наиболее ярким примером т.н. Палеологовского возрождения.

5.


Через 50 лет после захвата Константинополя османами, церковь была превращена в мечеть - Карийе Джами. Все фрески и мозаики были заштукатурены. В середине XX в. началась масштабная реставрация и восстановление утраченных изображений. Лично я нигде не видел более удачного примера реставрации - полное ощущение, что с мозаиками и фресками ничего никогда и не случалось.

6.


Церковь довольно необычная в плане. У неё два нартекса, внутренний и внешний, параклесия (небольшая часовня-придел сбоку) и, собственно, неф. Параклесия была пристроена в XIII в. На фото ниже - фреска Анастасис (Воскрешение).

7.


Поднимаем голову выше - Страшный Суд.

8.


Единственный купол параклесии.

9.


Внешний нартекс. Иисус Пантократор.

10.


Сюжеты внешнего нартекса - детство Христа ( от изображения "Сон Иосифа" до изображения "Христос с Марией и Иосифом на Пасхе в Иерусалиме").

11.


12.


На сводах - чудеса Христовы.

13.


Внутренний нартекс. Первый купол. Медальон с Богородицей. Вокруг предки Христа.

14.


15.


Второй купол. Медальон с Иисусом. Вокруг, опять же, предки.

16.


Поближе.

17.


Ещё поближе.

18.


Общий вид внутреннего нартекса.

19.


Деисус. Изображение Иоанна Крестителя не сохранилось (хотя, я не понимаю, где он тут мог поместиться).

20.


Сюжеты сводов и стен посвящены жизни Богородицы.

21.


22.


23.


Над входом в неф - Феодор Метохит, склоняющийся перед Христом и преподносящий церковь в Хоре. Согласно завещанию, Феодор Метеохит похоронен здесь же, в полу у входа в неф.

24.


Неф. Общий вид.

25.


26.


Успение Богородицы.

27.


28.


Богородица с младенцем.

29.


Поближе.

30.


Церковь Богородицы Паммакаристы. (Паммакариста - 'Всеблаженная' с греческого).

31.


Церковь была построена в XIII-XIV вв. при Михаиле VIII Палеологе.

32.


После завоевания Константинополя, в церкви более ста лет находилась кафедра Вселенского Константинопольского Патриарха. Но в 1592 г. султан Мурад III решил отпраздновать завоевание Закавказья превращением церкви в мечеть Фетхийе (Завоевания). Интерьер был значительно изменен. Мозаики замазаны.

33.


Однако, в середине XX в. реставрацией занялась американская фирма и сейчас церковь является музеем. Площадь сохранившихся мозаик уступает только Собору Святой Софии и Церкви Христа в Хоре.

34.


Купол с медальоном Христа, вокруг 12 апостолов.

35.


Изображения Христа, девы Марии и Иоанна Крестителя в конхе апсиды.

36.


Святой Антоний.

37.


Григорий Просветитель.

38.


Ещё потолочные мозаики.

39.


40.


Капитель.

41.


Каменный декор.

42.


Монастырь Пантократора.

43.


Монастырь Пантократора - второй по величине (после Собора Святой Софии) памятник византийского зодчества. Построен был в XII в. Император Латинской империи Балдуин II разместил в здании свои покои. При османах - мечеть Зейрек (в честь мудреца Зейрека) и остается ей до сих пор.

44.


Монастырь сейчас на реставрации, дали одним глазком глянуть внутрь. Но интерьер самой мечети фотографировать запретили (от церкви всё равно мало чего сохранилось). Упросили сфоткать оригинальную капитель ;)

45.


Неподалеку от Церкви Христа в Хоре - дворец Порфирогенита (Текфур Сарай, Влахернский Дворец), точней его развалины.

46.


К сожалению, точно не известно кто именно тут жил. Предположительно - Константин VII Багрянородный (Порфирогенит), царствовавший в X в.

47.


Именно у этого дворца высадились крестоносцы во время четвертого крестового похода, результатом которого стало 57-летнее существование Латинской империи.

48.


49.


Церковь Марии Монгольской. Построена была в XIII в. Единственная церковь в Стамбуле, которая с момента постройки не была превращена в мечеть, разрушена или заброшена. Богослужения проводят по сей день, правда довольно редко, и попасть внутрь практически невозможно.

50.

Турция, Стамбул

Previous post Next post
Up