Кампителли - современный район Рима, расположенный на Капитолийском и Палатинском холмах. На Палатин я забраться не успел (в основном там античность), а вот по Капитолийскому холму погулял. Также район включает в себя Римский Форум, но о нем уже шла речь в
первой части.
Название Кампителли происходит либо от самого названия холма - 'Капитолий', либо от 'Кампус Теллиус'. Сам Капитолийский холм - это один из семи холмов, на которых возник Вечный город. В древние века здесь находился Капитолийский Храм - место, где заседал сенат. В средние века тут уже всё выглядело иначе, на холме заседали представители гражданского управления.
1.
К XVI в. холм пришел в упадок и выглядел отвратительно. Тогдашний папа Павел III из семьи Фарнезе увидел холм и загрустил, а на носу был прием в Риме Карла V, короля Германии (Священной Римской Империи). Тогда он позвал Микеланджело (не мелочился), и поручил ему проект большой красивой площади и дворца.
2.
Микеланджело спроектировал всё довольно быстро, но строили площадь уже после смерти мастера. В итоге Карлу V смогли показать только стройку. Но несмотря на это, работы велись строго по чертежам и были закончены к XVII в., рисунок мостовой, правда, доделали уже только в XX в.
3.
Сама задумка площади была инновационной, впервые в градостроительстве использовался т.н. культ "Оси", принципы заложенные здесь затем использовались при проектировании итальянских садов и сильно повлияли на планировку французских городов (достаточно посмотреть на план Парижа).
Центральное здание - Палаццо Сенаторио (Дворец Сената), построено в XII - XIV вв, фасад обновлен Микеланджело.
4.
5.
6.
Дворцы по бокам: Палаццо деи Консерватори (Дворец Консерваторов) и Палацци Нуово (Новый Дворец), вместе с главным Дворцом Сената в настоящее время являются Капитолийским Музеем Археологии и Искусств.
7.
В центре площади установлена бронзовая конная статуя Марка Аврелия (копия, оригинал перенесен в Капитолийский Музей), создана была в 160-180 гг. н.э. Первоначально была позолочена, а под поднятым копытом лошади лежал связанный варвар. Это ныне единственная сохранившаяся конная статуя древнего Рима.
8.
Проект Микеланджело также включал в себя Кордонату - пологую лестницу, позволявшую заезжать по ней на конной повозке или осле.
9.
10.
Вверху Кордонаты установлены две древнеримские статуи Кастора и Поллукса
11.
Между Капитолийской площадью и Алтарем Отечества (о нем ниже в посте) тесно зажата церковь Санта Мариа ин Арачели
12.
Церковь построена из обломков античных зданий, в XII - XIV вв. двумя монашескими орденами: бернардинцами и францисканцами. 124-ступенчатая лестница была открыта в середине XIV в., в честь того, что Рим, в отличии от остальной Италии, практически не пострадал от чумы.
13.
Интерьер. Колонны привезены из различных древнеримских построек.
14.
На одной из колон можно различить надпись, в ней сказано что колонна эта из спальни дворца императора Августа.
15.
Деревянный потолок сооружен в честь победы над турками при Лепанто
16.
17.
Среди итальянцев церковь очень популярна из-за Бамбино - фигурки младенца Иисуса, высеченной из оливкового дерева из Гефсеманского сада, что в Иерусалиме. Считается что фигурка обаладет чудодейственными свойствами. Увы, в 1994 году настоящую фигурку украли, сейчас стоит довольно грубая копия.
18.
Среди туристов церковь популярна из-за фресок Пинтуриккьо и Каваллини. Они действительно очень красивые, но фоткать их я не стал, на них надо смотреть вживую, а репродукций в инете предостаточно.
19.
Ещё в церкви где-то должно быть надгробие, сделанное Донателло, но я его не нашел.
20.
Ну вот и всё, выходим из церкви, вид с лестницы офигенный.
21.
Пинья - очередной небольшой район Рима, напичканный красотищей ). Название переводится с итальянского как 'Шишка'. Раньше тут находился фонтан с огромной бронзовой шишкой в качестве украшения (сейчас эта шишка в Ватикане,
см. Часть 2).
Церковь Санта Мариа ад Мартирес, более известная как Римский Пантеон
22.
Пантеон - это храм всех богов. Построен был во II в. н.э. В 609 г., 1го ноября, храм был переосвящен в христианскую Церковь Всех Мучеников, с тех пор в ночь с 31 октября на 1 ноября у католиков и протестантов праздник - День Всех Святых или Хэллоуин.
23.
Главная особенность Пантеона - полусферический купол диаметром около 43 метров.
24.
В центре купола - огромное отверстие. Во время дождя (а я был там именно во время дождя), если смотреть на отверстие - видно как капли медленно летят вниз, увы, такое не сфотографируешь ).
25.
Несомненно, купол Пантеона - инженерное чудо древнего Рима. Хотя бы из-за света - внутри он просто идеально "поставлен".
26.
Алтарь.
27.
В храме похоронено множество выдающихся итальянцев. В частности Виктор Эммануил II и Рафаэль, вот здесь.
28.
Церковь Сант Иньяцио
29.
Сант Иньяцио - одна из главных церквей иезуитского ордена, наряду с Иль Джезу (о ней ниже). Иезуиты - монашеский орден, основанный Святым Игнатием в XVI в., они беспрекословно подчиняются Папе Римскому (о чем они дают особый обет). Иезуиты известны своей миссионерской деятельностью, которая в поздние средние века стала очень успешной по всему миру, даже на Дальнем Востоке (например, в начале XVII в. благодаря ним в католицизм были обращены более миллиона японцев), также они сыграли немалую роль в реформации церкви.
30.
Иезуитские церкви отличатся особо шикарным убранством с необычными росписями.
31.
Сант Иньяцио спроектировал Карло Мадерно.
32.
Церковь известна росписью потолков. Над нефом фреска - Триумф Святого Игнатия. Фоткой не передать, когда стоишь под этим потолком и правда кажется что это не фреска )
33.
Вторая известная роспись - фальш-купол церкви. Подсвечена не была - еле-еле вытянул чтобы хоть что-то было видно )
34.
Ну и ещё интерьер.
35.
36.
37.
38.
39.
Церковь Санта Мария Сопра Минерва
40.
Единственная готическая церковь Рима, что видно только в интерьере. Барочный фасад спроектировал Карло Мадерно. Площадь Санта Мария Сопра Минерва знаменита тем, что именно здесь от "ереси" отрекались Галилей и граф Калиостро. А ещё тут находится знаменитый Пульчино ('цыпленок'). Цыпленок - это слон с обелиском ))) Проект Бернини, обелиск датируется VI в. до н.э.
41.
Интерьеры.
42.
43.
44.
В церкви находится скульптура Микеланджело - Иисус с крестом
45.
Палаццо Дориа Памфили, ныне картинная галерея. До сих пор дворцом и всей коллекцией владеют потомки богатейшего семейства.
46.
47.
Фото внутри запрещено, но одну комнатку снял )) Нехилая ванная )
48.
Церковь Иль Джезу
49.
Соборная церковь ордена иезуитов. Построена в середине XVI в, первоначальный проект принадлежит Микеланджело.
50.
51.
Интерьеры иезуитских церквей богаты, а уж у соборной церкви - просто офигенный )
52.
53.
Главная особенность - опять же потолок, расписанный Баччича, спроектированный Бернини. Опять же фоткой не передать ощущения реальности.
54.
На потолке изображен Страшный Суд. Вот хорошие души летят в рай.
55.
А вот и нехорошие, падают в ад. Особенно впечатлили.
56.
Собственно, на потолке красота не заканчивается, купол тоже потрясающий.
57.
Самое невероятное здесь начинается каждый день в 17:30. Сначала капелла Св. Игнатия, основателя ордена иезуитов выглядит так. Фотка сильно вытянута, на самом деле очень темно, никого нет, время 17:20.
58.
Потом приходит куча людей, все эти лавочки полностью забиваются, все ждут и смотрят на капеллу. Ровно в 17:30 свет гаснет совсем. Откуда-то раздается молитва и постепенно начинают подсвечиваться детали.
59.
60.
Постепенно все детали оказываются подсвеченными.
61.
На этом народ не расходится, сидим ждем. В итоге происходит нечто неожиданное - центральная фреска со Святым Игнатием уезжает вверх и взору предстает Святой Игнатий в виде позолоченной фигуры.
62.
Затем включается хорошее освещение всего собора.
63.
Далее немного деталей.
64.
65.
66.
67.
Пройдемся на площадь Венеции. А там - к Дворцу Венеции, где в свое время жил Муссолини.
68.
Там же, во Дворце Венеции "встроена" церковь Сан Марко.
69.
Если быть точным, то Сан Марко не встроена, а наоборот - Дворец Венеции окружил базилику, первоначально построенную в IV в, перестроенную в IX, XV и XVII вв.
70.
71.
Особенно примечательна мозаика IX в. на апсиде.
72.
73.
74.
На той же площади находится Палаццо делле Ассикуразьони
75.
Ну и напоследок. Алтарь Отечества. Всем он не нравится. А мне нравится. К тому же это хорошая доминанта города, по ней легко ориентироваться.
76.
Вся композиция вместе называется Монумент Виктору Эммануилу II или Витториано. Виктор Эммануил II - первый король объединенной Италии.
77.
Построен Витториано был в начале XX века. Тут же располагается могила неизвестного солдата и два музея.
78.