Метаморфозы Кантора/Шамира

Apr 16, 2014 00:44

На красный свет
Исраэль Шамир
16 мая 2013
4
Культура

О новом романе Максима Кантора

Максим Кантор, известный писатель и живописец, первый роман которого, "Учебник рисования", вызвал фурор несколько лет назад, написал новый роман - хлесткий, как фельетон, многоплановый, как "Война и мир" - историю последних ста лет России и мира. Эта книга, одновременно пылкая и обдуманная, не оставит читателя равнодушным - одни проклянут автора, другие его благословят. Кантор камня на камне не оставляет от той истории России, которую преподают либеральные газеты у нас в стране и за рубежом и во многом возвращает нас к той версии, которой нас учили много лет назад - но по-новому.
Современный пласт романа "Красный свет" - Москва, где бурлит Болотная площадь, и Лондон, где беглые олигархи под эгидой английской разведки готовят новый путч в России. Они выполняют план нацистов, говорит Кантор, ополчив Украину против России, стремясь развалить страну. Тут роман становится политическим памфлетом, ярким, сильным, злобным, напоминающим жгучую иронию Салтыкова-Щедрина. Кантор снимает лайковые перчатки и лупит своих идеологических противников, болотных вожаков "креативного класса". Он называет их холуями бандитов, связанными с западными разведками, идеологическими власовцами и полицаями, утверждает, что они готовили путч, сравнивает с троцкистами, поддерживавшими Гитлера во имя своей власти. Креативный класс, по Кантору, - это "возникшее на пустом месте общество в обществе, элита, привилегированные, верные идеям неравенства”. Так резко о "болотных" не писал никто.

Вот его по-фельетонному острое описание митинга на Болотной площади:
"Шли свободолюбивые менеджеры среднего звена, шли взволнованные системные администраторы, шли маркетологи с горящими глазами, шли обуянные чувством собственного достоинства дистрибьюторы холодильников. Шли колумнисты интернет-изданий, гордые гражданской позицией; шли галеристы и кураторы, собирающие коллекции богатым ворам; шли юристы, обслуживающие ворье и считающие, что свою зарплату они получили заслуженно, а чиновный коррупционер ее не заслужил. Шли негодующие рестораторы и сомелье, которые более не могли молчать. Шли прогрессивные эстрадные актеры и шоумены демократической ориентации. Эти граждане уже не позволят тоталитаризму взять верх в нашем обществе - зорко смотрят они за капиталистической законностью! Сегодня они вышли рука об руку - их сплотила сегодня не жажда равенства, но осознанное требование неравенства - они хотели иной жизни, отличной от быдла."

А вот как "болотные" видят простой народ:
"Есть такое грубое слово "быдло" - на него обижаются те, кто может подпасть под это определение. Но как иначе назвать неповоротливое, мычащее стадо: женщины, не следящие за собой, расплывшиеся, как пельмени в кипятке; мужчины с красными от упрямства и алкоголя лицами; неурожайные дети; злые и никчемные подростки - они все чего-то хотят, и выражается это неопределенное хотенье в истошном крике "Россия!" Как их определить, этих агрессивных и неумных крикунов? Фрондеры уже давно перестали стеснять себя в выражениях; людей толпы называли "анчоусами", "совками", "месивом" - и вот это замерзшее месиво шевелилось и кричало. Отчего бы не обзавестись резервациями, как сделали для краснокожих в Америке, - вот пусть бы там и жили, кричали, пили свою мерзкую водку… Выгородить какую-нибудь часть страны… отдать под примитивное землепашество…"

А в это время в Лондоне происходит собрание в поддержку революции в России, выступает ведущий российский демократ:
"Зал аплодировал ему стоя, декольтированные дамы зажимали розовые пасти своим мопсам, чтобы собачки не лаяли во время выступления, брокеры сбрасывали сигналы мобильных телефонов. А Борис говорил о правде, о справедливости, о коррупции в Москве, о ежедневном вранье госчиновников.
В зале беглое финансовое жулье смеялось над жульем государственным. Повод для смеха имелся: за последние двадцать лет из развалин России вывезли капиталы, превосходящие по размерам дань, выплаченную в Орду, и богатства, перемещенные в фашистскую Германию. Сотни миллиардов уходили из глупой России каждый год - и собирали дань не баскаки, не гауляйторы, не красные комиссары - но просвещенные богачи."

Параллельно мы переносимся в годы Великой Отечественной войны, вместе с героями участвуем в отчаянном броске красной кавалерии, в тяжелых позиционных боях за Ржев, невидимо присутствуем на совещаниях Сталина и его генералов.
Сталин Кантора совершенно не похож на карикатуры Солженицына и Искандера. Сталин приводит врага в ужас. Вот как нацисты представляют себе поворот событий, когда сорвался их блицкриг:
"Джугашвили был азиатским человеком, и Россия оскалилась на Запад его азиатской рожей. И когда европейская часть уже была почти пройдена германскими рейтарами, откуда-то взялись новые орды плосколицых людей. И тогда стало понятно, что воюют немцы уже не с квази-Европой, а воюют они с Азией.
Cтрашный азиатский напор пошел от степей, и двинулись вперед отступавшие русские армии, хлынула обратно в Европу огромная человеческая масса, которую придавили почти к самой границе Азии. Словно Европа налегла плечом, нажала на Азию и потеснила ее, но Азия, приняв первый удар, распрямилась - и Европа откатилась назад.
Россия расступилась ровно настолько, чтобы армия вторжения вошла глубоко в степи и топи - и когда нашествие затопило всю европейскую часть России - и впору было спросить: а что там еще осталось? - в этот момент страна повернулась к Европе азиатской рябой рожей тирана Сталина - и смотреть на азиатский оскал стало невыносимо страшно.
Когда треснула линия европейского наступления и попятилась 2-я армия Гудериана, когда прогнулась группа "Центр", когда Теодор фон Бок побежал, а сменивший его Клюге увяз у Ржева и романтический фон Клейст дрогнул - тогда Сталин поглядел на карту и улыбнулся, оскалил свои желтые клыки."
Кантор не сталинист, но он противник антисталинистов. Его антисталинисты - это мерзкая Фрумкина, "борющаяся со Сталиным каждой своей строчкой", это подхалимы и ворье, отвечающие на справедливый упрек:
- Вы страну разворовали!
- А Сталин был тиран!

Не надо быть фашистом, чтобы не любить Антифа, отмороженную сионистскую банду "антифашистов". Не надо быть коммунистом, чтобы не терпеть антикоммунистов вроде Чубайса. И не обязательно быть сталинистом, чтобы тебя тошнило от антисталинистов.
Кантор гневно отвергает попытки приравнять, или даже сравнить Сталина и Гитлера, коммунизм и национал-социализм. Это два противоположных полюса, говорит он. Его возмущает само слово "тоталитаризм" - его придумали, чтобы обелить нацизм, считает он. Поэтому Кантор крайне злобно (и несправедливо) обрушивается на Ханну Арендт, еврейского немецкого историка и философа, разрабатывавшую это понятие. Для него главная дихотомия времени это "равенство/неравенство". Коммунисты стояли за равенство, а нацисты - так же, как и лидеры Англии - поддерживали неравенство. Поэтому неизбежен выбор между войной и революцией. Война есть средство укрепить неравенство, а революция - путь к равенству.
Роман Кантора можно было бы назвать "Учебник Истории", как его предыдущий роман был "Учебником рисования". В нем множество малоизвестных широкому читателю или забытых фактов. Все мы слышали про Катынь и про обиду Польши. Но из книги Кантора мы узнаем, что задолго до Катыни, еще в 1920-м году, поляки морили пленных русских солдат голодом и рубили шашками, так что считанные единицы уцелели.

"Комиссаров расстреляли сразу, потом пустили в рубку евреев, рослый легионер стоял подле ямы и рубил евреев сплеча, кому разрубал голову, кого разваливал до пояса, кому отсекал руку: и мертвые, и раненые падали в одну яму. Пленных красноармейцев привезли в лагерь Тухоль, где их держали в жестяных ангарах, покрывавшихся льдом в холода. Люди стояли по щиколотку в тухлой воде, потому что крыши были дырявыми, в холодные дни вода смерзалась в желтую корку, а в теплую погоду - таяла, тогда в бараке стояла вонь. Еды не давали никакой, пленные ели сено и траву, в день умирали сначала по пять человек, потом больше. В живых от революционной конницы 4-й армии осталось чуть больше половины, вышло, что тридцать тысяч красноармейцев сгинули в польских лагерях за два года. А некоторые говорили: семьдесят тысяч. Русских пленных даже не убивали, просто заморили".

Оказывается, что финны не только страдали от Сталина, но и бомбили русские города и вырезали мирное население по пути на Ленинград. Прежде чем извиняться и возлагать цветы на могилу Маннергейма, можно прочесть у Кантора:
"Немцы, конечно, помогали финнам - но на Свирском фронте и без немцев хватало энтузиастов. Там, на Свирском фронте шли бои за мурманскую железную дорогу. Первая горнострелковая финская бригада взяла Петрозаводск, проявила исключительную жестокость: раненых добивали штыками. И аэродромы в северной красавице Суоми построили - чтобы удобнее было утюжить Советский Союз. Оттуда вылетают эскадрильи, оттуда бомбят Мурманск с Архангельском."

Кантор критически описывает Тухачевского, прославившегося жестоким подавлением восстания тамбовских крестьян. Он документально доказывает его пронемецкие симпатии, приводит доводы, подтверждающие существование сговора между оппозицией: как троцкистской, так и правой, - с гитлеровской Германией. Хотя от чисток пострадало множество честных людей, вполне веские причины для сталинских чисток и приговоров были. По мнению Кантора, Троцкий и впрямь рассчитывал на победу фашистской Германии и видел себя владыкой покоренной России. А "красный террор" первого десятилетия советской власти был в основном делом рук никому не подчинявшихся личных отрядов Троцкого, Зиновьева и других неистовых революционеров, пишет Кантор.
Кантор восстанавливает нормальный порядок вещей, нарушенный апологетами гитлеризма от Солженицына до Латыниной: у него генерал Власов - не только изменник родины, но и жестокий к своим солдатам, пьяный, как Ельцин, трусливый лжец и фат, насиловавший пленных русских женщин перед тем, как послать их на смерть. Немецкие солдаты - не рыцари без страха и упрека, как их нам подавали в последние годы, а жестокие палачи и убийцы мирного населения, какими они и были на самом деле.

Есть в книге и замечательные батальные страницы о подвиге русских воинов. Вот один из главных героев романа, капитан Сергей Дешков, сын расстрелянного в чистках красного командарма, берет на себя командование кавалерийским полком, арестовав струсившего полковника:

"- Трусим, командир? - спросил Дешков, глядя на командира полка снизу вверх.
Полковник узнал капитана и сказал:
- Не по уставу говоришь, капитан. Под трибунал пойдешь.
- Плевал я на трибунал, - сказал Дешков, - ты под трибунал сам пойдешь.
- Слушай мою команду, - сказал Дешков, обращаясь к офицерам, - согласно приказу номер двести семьдесят, я, капитан Дешков, принимаю команду боем. К атаке построиться. Полковника Клименюка - под стражу.
Сказал тихо, но услышали все.
Приказ 270 предписывал рядовым проявлять инициативу и забирать власть у тех командиров, которые уклонялись от атак.
- Слушай мою команду, - тихо сказал Дешков, и все конники его услышали. По морозному полю голос разносился хорошо. - Стрелять в упор, пленных не брать. В атаку - аллюр три креста - марш.
И черная масса кавалерии хлынула через черное поле."

Не без изъянов. Особый пласт романа - повествование от имени английского секретаря Адольфа Гитлера. Он рассказывает о фюрере и Германии с 1923 года и до конца. Именно этот пласт книги больше всего насыщен рассуждениями об искусстве и философии, и тут Кантор запутывается. Кантору кажется, что Гитлер должен был любить авангард, абстракционистов, Кандинского, а если не любил - это историческая ошибка. Поэтому он, как мантру, повторяет, что авангард был искусством для фашизма. Но, сколько это ни повторяй, исторического факта не изменить - не любили авангард немецкие фашисты, не любили сознательно и бесповоротно. С этим Кантор не может смириться, потому что он тоже не любит авангард.
Не может он смириться и с величием Мартина Хайдеггера. Да, симпатизировал нацистам на каком-то этапе, и все же - величайший философ века. Переспорить его Кантор не может, поэтому пытается осмеять, ставя в - выдуманные им самим - смешные житейские ситуации.
Эти передержки связаны с тем, что Кантор, к сожалению, принимает тезис об исключительной трагичности еврейской судьбы, основанный на чувстве еврейской национальной исключительности. Отсюда и его утверждение, что евреи инстинктивно стремятся к коммунистическому равенству. Нам, знающим евреев не понаслышке, странно читать о еврейской исконной тяге к равенству и верности идеям коммунизма. Вроде бы трудно в этом упрекнуть нынешних евреев. Опыт показывает: евреи стремятся к равенству и коммунизму, пока живут хуже других, а когда живут лучше других, поддерживают неравенство. Некоторые места романа "Красный свет", посвященные еврейской теме, могли быть написаны Диной Рубиной. К счастью, их немного.
Этот роман можно подарить ветерану войны - как жаль, что многие из них ушли из жизни, так и не прочитав блестящей и полной реабилитации их ратного подвига книги. Кантор разделывается с теми московскими интеллигентами, которые нападали на ветеранов, приговаривая: а победил бы Гитлер, мы бы сейчас жили, как в Германии! Ложь, - говорит Кантор. - Вы бы не уцелели.
Это красный роман - перед человечеством выбор, коммунизм или фашизм, революция или война, равенство или неравенство, и выбор автора не оставляет сомнений. Как и многие наши современники: от Геннадия Зюганова до Александра Панарина и от Александра Проханова до Михаила Хазина, Кантор - за христианский коммунизм.
Это нужная книга. Можно поспорить со многими установками и выводами автора, но давно ни один писатель так яростно не вцеплялся в глотку толстосумов-капиталистов-банкиров и их интеллектуальных пособников. Он им устраивает погром, что твой Тарас Бульба. После стольких лет нападок на коммунизм, на советскую власть и на русский народ, наконец-то нападающим дана достойная отповедь.

Презентация романа состоится 22 мая в 19.00 по адресу:

ул. Б.Новодмитровская, д. 36
http://zavtra.ru/content/view/na-krasnyij-svet/

Почти год спустя...

Иудушка Кантор
Исраэль Шамир
9 апреля 2014
21
Политика
Общество

Западный буржуй в маске троцкиста

Необычную метаморфозу совершил известный писатель и художник Максим Кантор. Автор «Учебника рисования» и «Красного света» был путинским патриотом, гневно клеймил «Болотную» своим огненным пером («Шли свободолюбивые менеджеры среднего звена, шли взволнованные системные администраторы, шли маркетологи с горящими глазами, шли обуянные чувством собственного достоинства дистрибьюторы холодильников. Шли колумнисты интернет-изданий, гордые гражданской позицией; шли галеристы и кураторы, собирающие коллекции богатым ворам; шли юристы, обслуживающие ворье и считающие, что свою зарплату они получили заслуженно, а чиновный коррупционер ее не заслужил. Шли негодующие рестораторы и сомелье, которые более не могли молчать…»), но сейчас он позабыл старые бредни и пошел за «рестораторами, сомелье и дистрибюторами», заклеймив «фашистский режим Путина и его агрессию против независимой Украины». Десятки постов в день он посвящал украинской теме и стал одним из самых мощных антироссийских ресурсов в рунете. Поэтому и созрела нужда разобрать его позицию.

Кантор пошел дальше многих на пути из Павлов в Савлы - русские войска в Крыму, по Кантору, это бандформирования, совершающие военные преступления. «Вежливых зеленых человечков» можно повесить, призывает он, хотя бы за то, что они не носят погоны и эмблемы пославшей их страны. То, что на Украине все активисты ходят в военной форме без погон, он предпочел не заметить. В Киеве - не хунта, не путч, а волеизъявление. Путин нравится только латентным гомосексуалистам… Такого стремительного оболванивания населения никогда не наблюдал… «Спасение русских на Украине" - это и есть провокация фашизма».

Неужели стал либералом этот отчаянный враг либерализма? Не совсем. Максим Кантор занял пустую нишу русской политики - он стал «левым за НАТО». В России таких практически нет и не было, а на Западе - эту породу давно вырастили в секретных лабораториях ЦРУ. Какую бы войну не вел империалистический Запад, есть «левые», которые эту войну поддержат, на словах - из самых благородных соображений. Если нужно захватить Афганистан, - они напомнят, что там женщин обижают; нужно разбомбить Сербию, - они выступят против притеснения албанцев. Когда завтра будут осаждать Москву, - они напомнят, что тут геям не давали выйти на парад.

Кантор поддержал киевский режим и западное вмешательство, прикрываясь левой фразой. Раз в России капитализм, значит, не надо стремиться к сохранению России, хрен с ней. Какая, мол, разница, русские или украинские олигархи правят Крымом. В Москве «нет огневого знамени - есть труба Газпрома. А это и оборонять-то не хочется. Выход я вижу только в социализме», - пишет он. Оно-то конечно, но что пока делать? А пока нет социализма, Кантор поддержит киевских бандеровцев, но тонко, очень тонко и изящно, отмежевываясь от их крайностей.

Больше всего Кантор ненавидит русский патриотизм. «Патриоты малосимпатичны. Вы постоянно врете - правда, это видовое у патриотов: надо врать часто… Вы говорите с Лимоновым, Прилепиным, ну мало ли патриотов. Я охотнорядцев терпеть не могу. То, что вы называете тут патриотизмом - это оголтелая имперская пропаганда… Патриотизм - это вирус, холуйство перед Путиным… «Спасение русских на Украине" - это и есть провокация фашизма». Все у него фашисты - кроме настоящих фашистов, конечно.

Иудушка Кантор, как назвал бы его Ленин, добропорядочный западный буржуй в маске троцкиста, трескучей левацкой фразой прикрывающий свое соглашательство с диктатом атлантистов. Спорить с ним невозможно - его полные щеки постоянно надуты, ощущение собственного превосходства рвет крышу, собеседникам (если это не киевские бандеровцы) он откровенно хамит. Короче, Россия стала нормальной страной, если даже пост-троцкисты завелись, полностью вписанные в западный дискурс. Ну, кто еще, если не Кантор, обвинит людей, поддерживающих политику Путина по Украине - в латентном гомосексуализме?

Доводы у Кантора - талмудические доводы крючкотвора, по правде говоря, гроша ломаного не стоящие, но приводит он их с таким апломбом, что трудно усомниться.

- например: путча в Киеве не было, потому что путч - это всегда военный переворот, на Украине армия не участвовала в перевороте, значит, это не путч. Говорят ему - путч не обязательно военный, словарь уточняет - путч это правый переворот путем заговора, что подходит. Приводят примеры. На это в ответ Кантор кричит: «Пошли вон, дураки», «Вы на меня пишете доносы». Не сомневаюсь, что он и эти несколько абзацев сочтет доносом. Хорошо, что мои хвалебные статьи о предыдущей инкарнации Кантора не были занесены в эту категорию.

- Кантор запугивает: «Не будет у вас (у русских) искусства, потому что «Искусство возникает только и единственно на основании гуманизма - а на основании приобретения государством территорий искусство не возникает.» Это вздор, как и прочие безапелляционные призывы Кантора. Ему напоминают стихи Николая Тихонова, посвященные штурму Перекопа, пушкинские - на взятие Варшавы, лермонтовское «Бородино», поэмы Киплинга и эпос Гомера… Военным победам посвящена половина мировой поэзии от «Песни о Роланде» до наших дней. Казалось бы, тебя поправили - извинись, учти замечание, но нет. Кантора фактами не сломишь. Он в ответ банит возразивших.

- не брезгует новый Кантор и дешевой демагогией. Когда Россия поддерживала законного президента Украины Януковича, Кантор предлагал: «посмотрите на эту харю, потом на своих детей. Какое лицо больше нравится?» Ну, это железобетонный довод. Мне, например, лица моих детей нравятся больше, чем лощеное лицо Кантора, но я же об этом посты не пишу.

В начале своего пути в русской словесности Кантор сдружился с покойным Виктором Топоровым, талантливым переводчиком, страшным хамом, и поднабрался от него самоуверенности и хамства. Как он пишет: «Сегодня хамство мещанам разрешили». А если разрешили мещанам - то тем более творцам и философам. И он злоупотребляет этим разрешением. Непонятно почему, но Кантор ощущает себя единственным взрослым в детсадовской компании. «Идите, детки, играйте с ведерками в песке, а войну оставьте взрослым», - говорит он своим выносливым френдам. Одни терпят такое обращение, другие - возмущаются, но тогда их немедленно банит наш демократ.

Аррогантное, высокомерное чванство Кантора должно было бы отвадить вменяемых читателей, но мазохистам оно, видимо, импонирует. Попадаются у него и сейчас интересные посты - так же, как в газете «Гардиан» бывают интересные статьи. Но по украинской теме, Кантор пересек линию баррикад.

http://zavtra.ru/content/view/iudushka-kantor/

Кантор, троцкизм, социализм, Исраэль Шамир

Previous post Next post
Up