Ликбез. «Экспозиция? Какая экспозиция?...»

Feb 13, 2013 09:25

Экспозиция. Что это такое? Такой вопрос наверняка задавал себе каждый человек, занимающийся фотографией. По сути, экспозиция - это характеристика фотографии по 3м параметрам: диафрагма, выдержка, чувствительность матрицы.
- «На какой экспозиции снимаешь?»
-«Диафрагма-2,8, выдержка -1/80, ISO -200»
Это был обычный разговор двух фотографов. Все три элемента описывают экспозицию, т.е. экспозиция - это комбинация выдержки, диафрагмы и чувствительности матрицы. Когда были пленочные фотоаппараты, использовались экспопары - сочетания значений выдержки и диафрагмы. Но при этом немаловажное значение имела та же характеристика ISO пленки (100, 200,400…). Все три элемента экспозиции напрямую влияют на то, насколько фотография будет светлой (темной). Каждый элемент изменяется пошагово. Один шаг любого значения равнозначен шагу любого из двух оставшихся. Допустим, у нас есть фотография с правильной экспозицией (это понятие очень субъективное и зависит от того, что мы хотим увидеть на фотографии и подчеркнуть). Допустим, что экспозиция фотографий нам нравится, т.е. нас устраивает глубина теней, а светлые участки не дают бликов (например). И при этом экспозиция следующая: ISO-100, диафрагма - 2,8, выдержка - 1/60 секунды.
Фотография по теням и свету будет такой же при следующих вариантах:
ISO-100, диафрагма - 2,8, выдержка - 1/60 секунды.
ISO-200, диафрагма - 4, выдержка - 1/60 секунды.
ISO-100, диафрагма - 2, выдержка - 1/120 секунды
Сейчас я приведу в качестве образца стандартные ряды значений выдержки, диафрагмы и ISO, чтобы было понятно, откуда берутся именно такие значения. ( у меня в фотоаппарате стандартный шаг этих показателей разбит на 3 части, между 2мя стандартными значениями есть еще по два промежуточных для более точной корректировки экспозиции; в диафрагме между 1,4 и 2 есть 1,6 и 1,8) Мы же для простоты понимания рассмотрим именно стандартный вариант.
ISO: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800 25600 и т.д.
Выдержка: 1с, 1/2с, 1/4с, 1/8с, 1/16с, 1/32с, 1/64с, 1/125с, 1/250с, 1/500с, 1/1000сек и т.д.
Диафрагма: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32 и т.д.
Снова подчеркиваю - это стандартный шаг данных показателей, при котором количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата, увеличивается или уменьшается ровно в 2 раза. Почему значения диафрагмы не кратны 2, мы рассмотрим подробнее, чтобы больше этот вопрос нас не беспокоил. Изначально диафрагма отсчитывается следующим образом: единица - это поступление света на матрицу фотоаппарата без потерь. Далее,на первый взгляд, должны были бы быть значения - ½, ¼ и так далее, чтобы количество поступающего света было в 2 раза меньше от раза к разу. Но это не так. Вспомним для этого формулу вычисления площади круга - ведь именно такой формы диафрагма фотокамеры. S=πr^2, π - число постоянное, следовательно, зависимость между площадью и радиусом квадратичная. То есть изменению значения площади в 2 раза соответствует изменение значения радиуса в √2 раз. Т.е. ½ площади соответствует 1/1,4 R.
Для удобства фотографы стали использовать лишь знаменатели получающихся таким образом значений - 1,4 2,0 2,8 и т.д.. Таким образом, мы показали, что все значения диафрагмы также выставлены логически верно и максимально удобно для использования, как и значения чувствительности с выдержкой. Снова возвращаемся к рядам значений параметров экспозиции:
ISO: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800 25600 и т.д.
Выдержка: 1с, 1/2с, 1/4с, 1/8с, 1/16с, 1/32с, 1/64с, 1/125с, 1/250с, 1/500с, 1/1000сек и т.д.
Диафрагма: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, 32 и т.д.
Очень важно понять логику изменений данных показателей для получения необходимого на снимке результата. Например, у нас есть недоэкспонированная фотография (слишком темный снимок, на наш взгляд). И вам хочется, чтобы она стала ярче.
Исходные значения экспозиции:
ISO-100, диафрагма - 2,8, выдержка - 1/60 секунды.
Значения, которые увеличат яркость фотографии в 2 раза:
ISO-200, диафрагма - 2,8, выдержка - 1/60 или
ISO-100, диафрагма - 2, выдержка - 1/60 или
ISO-100, диафрагма -2,8, выдержка - 1/30. Изменение любого показателя на одну ступень дает увеличение яркости фотографии (количества света, попадающего на матрицу фотокамеры)
Если фотография темная, то о ней говорят: «Недоэкспонированная»



Если фотография слишком яркая и за световыми пятнами исчезает текстура и детали объекта съемки, то такие фотографии называют «Переэкспонированные».



Если на фотографии видна текстура, детали объекта съемки, нет слишком темных и слишком светлых пятен, то о фотографии говорят, что она правильно экспонирована.



Мы знаем, что для каждого режима съемки существуют негласные «ограничения» по каждому из данных параметров. Поэтому, выбирать , чем жертвовать, нужно с умом. Чем более открыта диафрагма, тем меньше величина ГРИП (для некоторых видов съемки эта величина критична). Чем больше значение выдержки, тем больше вероятность шевеленки на фотографии (дрожь рук фотографа, перемещения объекта съемки относительно фотоаппарата). Чем больше значение ISO, тем больше «зерна» на ней может проявиться и тем более тусклыми будут цвета. Цель фотографа - находить такие сочетания параметров экспозиции, чтобы фотография была достаточно яркой для «чтения задумки фотографа». Далеко не на всех фотографиях приветствуются мягкие тени и умеренный свет(без бликов и световых пятен). Многие фотограф ы любят делать силуэтные фотографии (когда различимы только контур объекта съемки и яркий свет от источника света). Многие также любят художественные блики и световые пятна от солнца. Но не всякое пренебрежение общепринятыми правилами выставления правильной экспозиции имеют право на существование. Для этого и существует такое понятие, как опыт! Фотографируйте больше, и ваши фотографии непременно будут становиться все лучше и лучше. Важно к параметрам каждой фотографии подходить осознанно, тогда и результат не заставит себя ждать. Желаю всем читателям успехов в искусстве создания фотографий! А пока вы читаете и осознаете написанное, я буду думать над темой новой статьи. Так много неразобранных тем, а остановиться нужно на какой-то одной!
П.С.: Если в статье много непонятных слов, прочитайте предыдущую. http://vlasenko-foto.livejournal.com/2507.html .

Власенко Владимир, Фотограф, Ликбез, экспозиция

Previous post Next post
Up