Сложилось так, что город Авила (Ávila) известен отечественному путешественнику главным образом благодаря своим могучим крепостным стенам и до некоторой степени обделён вниманием по сравнению с окрестной местностью: Сеговией и Саламанкой. Дабы появился повод заглянуть за эти стены попристальнее, расскажу пару-другую авильских легенд.
Легенда о крепости "Квашемусожалению"
Дон Педро Дáвила и Бракамонте, он же граф Де Риско милостью Хуана Второго Кастильского и капитан герцога де Альба, возвращался из боевого похода, в коем сошёлся в схватке с сарацинами в битве под Лас Навас де Толоса. Шествуя с войском своим по улочкам Авилы мимо дворца семьи Сýньига, углядел дон Педро на одном из балконов дворца донью Гиомар, папашей которой приходился сам граф Диего де Суньига. Замутился взор отважного воина, и сей же час влюбился он без памяти в наследницу знатного титула.
Граф де Суньига, однако, не воспылал желанием отдать дочь за дона Педро и неучтиво послал последнего куда подальше. Но на этом не ограничился. Окружив дворец охраною, он заявил, что воздыхатель графским запретом больше в жизни своей не увидит свою возлюбленную. Капитан герцога де Альба, услышав такое от папаши Суньига, ответствовал: вы мне не указ, и "к вашему сожалению", буду я её видеть, хочется того кому-то или нет.
Дон Педро воротился в свою деревню Миронсильо, что рядом с Авилой, и там, на самом высоком холме Сьерры де Сапатеро, возвёл крепость Manqueospese, она же Aunqueospese ("Квашемусожалению"), с башен которой открывался великолепный вид на город, на дворец семьи Суньига и на дочь графа, прекрасную Гиомар.
Легенда о Маленьком Короле.
Когда донья Уррака, супруга дона Раймундо де Боргонья, овдовела, её взял в жёны король Альфонс Первый "Воитель", повелитель Арагона. Однако брак изначально не задался и в конце концов развалился. Тем не менее, Альфонс Первый возжелал оставить при себе пасынка, сына доньи Урраки и дона Раймундо, который по совпадению тоже звался Альфонсом. Донья Уррака возражала и пустилась в бега, поручив сына отважному воину, дону Бласко Химено. Дон Бласко привёз его в Авилу, рассказал обо всём авильчанам, и те с радостью укрыли мальчика у себя, поскольку имели зуб на короля Альфонса и в те времена защищали свой город в частности и кастильскую независимость в целом от притязаний Арагона.
Альфонс, однако, не отступил, прибыл в Авилу и заявил о намерении усыновить Маленького Короля, в чём ему, естественно, было отказано, несмотря на угрозы и проклятия. Авильчане согласились лишь на одно: показать ребёнка королю с одной из башен знаменитой городской стены, а именно Торре дель Симорро, продемонстрировав таким образом, что он жив и в добром здравии. Король, которому для этого пришлось бы рискнуть и подойти непосредственно к башне, для гарантии своей безопасности затребовал шесть десятков авильских рыцарей в качестве заложников, каковые и вышли к нему через ворота Малавентура. Заложников монарх обещал освободить, когда удостоверится, что маленькой Альфонс невредим.
Несмотря на обещание, коварный Альфонс нарушил своё слово и погубил всех заложников, сварив их живьём в кипящей смоле в том месте, что сейчас носит название Лас Эрвенсиас (и застроено частными домами), и уехал восвояси в направлении Саморы. Вдогонку ему пустился дон Бласко Химено с отрядом бойцов, но в том же 1116 году пал смертью храбрых в бою, сражённый неприятельской стрелой. На том месте, где он погиб, между деревнями Кантиверос и Фонтиверос, стоит памятный камень Крус дель Рето в виде креста с высеченной надписью о подвиге храброго дона.
Когда скончалась донья Уррака, её сын был провозглашён королём Леона и Кастилии и стал Альфонсом Седьмым "Императором". В благодарность он подарил Авиле её современный городской герб, на котором запечатлён сам властитель на верхушке башни Симорро, обрамлённой надписью "Авила Короля".
Легенда о Химене Блáскес.
Однажды вооружённому гарнизону, стоявшему на защите Авилы, пришлось покинуть город и отправиться на перевал Менга, что высится между долинами Амблéс и Альберче. Мавры, прознав об этом, решили атаковать город, ибо не было в нём больше воинов, способных им противостоять. За старшую в Авиле осталась Химена Бласкес, жена градоначальника. Обнаружив поутру на горизонте наступающие силы неверных и понимая, что времени звать на помощь нет, Химена собрала всех горожанок и приказала им переодеться в солдатскую форму, запалить смоляные факелы, занять позиции за зубцами крепостной стены и трубить в боевые рожки, изображая воинов-мужчин. Химена лично подала пример, отправившись на башню ворот Сан Висенте. Увидев такое, мавры растерялись и, не решившись нападать, в смятении отступили. А женщинам в Авиле с той поры было предоставлено право участвовать в совещаниях городского совета.
Легенда о базилике Сан Висенте.
Великомученик Висенте и великомученицы сёстры его, Сабина и Кристета, в честь которых возведена базилика, во времена Великого диоклетианского Гонения на христиан приняли нелёгкую смерть, но не отринули веру свою в Христа в угоду римским религиозным понятиям. Один еврей, глядя на мучения казнимых на эшафоте, вздумал над ними издеваться. И шо ви таки думаете? - из-под земли тотчас выползла огромная змея и немедленно напала на глумящегося иудея. Охваченный паническим ужасом, тот раскаялся в содеянном, поклялся обратиться в христианство и возвести гробницу для казнённых. К слову, историю о змее можно увидеть воочию, она высечена в камне на той гробнице.
Долго ли, коротко ли, в октябре 1155 года скончался святой Пётр из Барко. В споре о том, где должны покоиться мощи почитаемого святого, сошлись города Эль Барко, Пьедраита и сама Авила. Консенсуса достигнуть не удавалось, и тут, согласно преданию, посреди жарких дебатов вдруг заговорил грудной младенец - и этому можно верить, ибо спорящие испанцы достанут кого угодно. Младенец предложил навьючить мощи на ослицу, отпустить её с миром, и там, где она остановится, устроить захоронение. Спустя несколько дней скитаний, ослица пришла к базилике Сан Висенте, ударила копытом о камень, да так, что на оном навсегда осталась отметина в виде подковы, и издохла. На том самом месте и был похоронен святой, а ослицу похоронили напротив, под башней городской стены, носящей теперь название "Эль Кубо де ла Мула". Если внимательно к ней присмотреться, можно увидеть ту ослицу, высовывающую голову из каменной кладки, а точнее обломок кельтиберский скульптуры кабана, тысячу лет тому назад использованный при возведении стены.