Sep 24, 2013 19:45
Политическая апатия горожан (в основной массе забивших на выборы) и "сокрушительная" победа на тольяттинских выборах "команды губернатора" являются оборотной стороной бюджетной политики, которую федеральная власть реализует в России последние десять лет. Этот курс, в широком смысле, получил название - "вертикаль власти". Все последние годы мы наблюдаем последовательную концентрацию основных бюджетных доходов на федеральном уровне и уровне субъектов федерации и соответствующее "обнуление" бюджетов муниципальных образований. Так, некогда самодостаточный Тольятти, являвшийся в 90е основным донором Самарской области, превратился сегодня в заштатный уездный городишко с пустой местной казной. В 1998 году, я это хорошо помню, мы за счет собственных доходов покрывали не только свои текущие расходы, но были способны финансировать даже и какую-то программу городского развития. При этом нормативы, по которым финансировались основные отрасли (образование, здравоохранение, соцзащита), устанавливались на местном уровне и были выше чем в среднем по области. Это называлось тогда - "Тольяттинский стандарт". Конечно, общей уровень бюджетной обеспеченности был ниже чем сегодня, но и экономическая ситуация в стране была тогда тяжелее на порядок (нефть в 98м стоила 10 долларов, сегодня - 110!). Теперь наш муниципалитет, ободранный как липка, лишенный полномочий и переведенный в статус банального "управдома", вынужден ползать на коленях перед Самарой, выклянчивая для города дотационные подачки. Губернская власть буквально за горло держит Тольятти, контролируя тут каждое, даже самое незначительное, бюджетное решение. А, как говорится: "Кто девушку обедает, тот ее и танцует". Население начало осознавать марионеточность и декоративность местной власти (мэра и думы) и 8го сентября продемонстрировало это - частично проигнорировав выборы и частично проголосовав за того, от кого реально зависит качество жизни в городе - за губернатора Меркушкина, сидящего на мешке с нашими деньгами.
Но вернемся к самой модели существующих сегодня бюджетных отношений, пришедших в начале 2000х на смену бюджетному федерализму.
При всей их ущербности, это единственная возможная конструкция удержания в шатком равновесии "вертикали власти" в России. Поскольку, только она способна обеспечивать возможность ручного контроля над городами и их местным самоуправлением, превращая губернатора в "царя и бога" на подведомственной территории. Однако, чего эта конструкция не обеспечивает точно, так это каких-либо стимулов для муниципалитетов развивать в городах предпринимательство, расширяя этим собственную налогооблагаемую базу. Какой в этом смысл?! Все равно все налоговые поступления пройдут мимо городской казны и осядут в вышестоящих бюджетах. Вот и получается, что нынешняя власть сознательно консервирует безынициативность и иждивенчество местного самоуправления, а так же патернализм и инфантильность всего населения.
Все это во многом воспроизводит
советскую плановую систему, при которой инициатива и хозяйственная успешность были источником неприятности для субъекта их проявившего. Чем все тогда закончилось, хорошо известно.
выборы,
финансы,
местное самоуправление