В минувшую пятницу Корея отмечала день рождения Будды. Стояла прекрасная летняя погода: температура плюс тридцать, смягчающее жару едва заметное движение воздуха, небо в перламутровой дымке, в небе журавли. Вокруг пруда гуляли гуси с утками, резвились дети.
В субботу было объявлено заключение международной комиссии о том, что южнокорейский корвет "Чхонан", гибель сорока шести членов экипажа которого оплакивала недавно страна, был потоплен северокорейской торпедой.
На следующий день небо заволокло тучами, два дня лил дождь, окружающий пейзаж пришёл в соответствие с политической ситуацией. А она известна: дипломатические и торговые отношения между двумя Кореями прекращены, Южная Корея совместно с США планирует провести морские учения; Север, отвергнув все обвинения, привёл войска в боевую готовность и в очередной раз угрожает ответить на какие-либо санкции полномасштабной войной.
Однако из тех, с кем я разговаривал, в то, что подобное может случиться, никто не верит. И разрыв отношений, и угрозы - всё это уже было. Поэтому жизнь идёт своим чередом. В сумерках, опустившихся на университетский кампус, горят огни, звучит музыка, остро пахнет жареным тунцом, свининой и кимчи...
Перед глазами у меня возникает самгёпсаль - традиционное жаркое, которое готовится прямо на столе, за которым сидят участники праздничного ужина.
Как, например, это было в ночь на пятницу, когда один из выпускников университета, Юн Чжон Даль, устроившийся на работу в солидную торговую фирму, торгующую со странами СНГ, пригласил своих друзей и автора этих строк отметить получение первой зарплаты.
Ныне же повод к веселью другой:
ежегодный трёхдневный весенний фестиваль. Студенты собираются вместе, организуют уличные кафе, устраивают игры, концертные выступления...
Жарят кочжи - куриные и свиные шашлычки. В отличие от тех шашлыков, к которым мы привыкли, кусочки мяса здесь меньше размером и плоские.
Запасшись этими шашлычками, студенты садятся за стол укреплять дружеские отношения.
Помимо кочжи, традиционный ассортимент праздничного стола представляют воздушные рисовые шарики, чамчи-тубу - консервированный тунец, обжаренный с соевым творогом, бутылка сочжу. В картонном стаканчике - мороженое с ягодами и фруктами.
Мои ученики. Тот, что справа, Нам Ён Голь, в течение года стажировался в Петербурге. Вспоминает белые ночи...
Вот ещё один "питерец" - Че Чжон Хён. Не сомневаюсь, что не за горами тот час, когда и эти два парня будут угощать друзей самгёпсалем и сочжу по поводу получения престижной работы в корейско-российской компании.
А этим девчонкам стажировка ещё предстоит. Надеюсь, что вернутся они с таким же настроением, как сейчас.
Вот и ко мне вернулось бодрое расположение духа, и кажется, что погода разгулялась, и светлее стало - и вспоминается день рождения Будды, залитый солнцем парк, влюблённые у пруда...
...цветы вокруг него...
...и в воде...
...и в университетском дворе...
И вот, пока я описывал таким образом прошедшие дни фестиваля, за окном и на самом деле стало светлее. Предполагаю, что это к улучшению политической ситуации. Значит, нужно ещё пойти поколдовать на эту тему - тем более, что сегодня последний день фестиваля...