Об учителях и учениках

Oct 07, 2009 23:34

В последнее время стараюсь писать реже: в голове сплошь рабочие да творческие планы. Ждут на полке своего часа романы на английском и французском, ждут учебники корейского... А тут ещё один соблазн появился: как послушаю что-нибудь вроде Stirb Nicht Vor Mir, так и хочется засесть за немецкий. Правду сказать, и на русском слишком много ещё не прочитано, да и самому хочется, наконец, сочинить что-нибудь приличное. Поэтому, перефразируя Крылова, могу сказать: бывает грустно мне, но скучно не бывает.



Так было и в минувший понедельник, когда вечером я сидел у себя в кабинете. Накануне завершился чусок - праздник урожая, но так как большая часть его пришлась на выходные, администрация университета добавила к ним ещё один день. И поэтому студенты продолжали веселиться, а я сидел один у себя в кабинете. И мне было грустно...



Но нашлись добрые люди!



Подобрали...



Обогрели...

Стало веселее... И за это спасибо студентам!
А позвонил домой - оказалось, жена с детьми тоже отмечают праздник, только День учителя. Во-первых, потому что дети в школе учатся, а во-вторых, потому что папка немало лет у школьной доски стоял, да и теперь не упускает случая посеять разумное, доброе, вечное: то перед иностранными студентами пышную речь произнесёт, то в ЖЖ что-нибудь вдохновенное напишет.

Правда, пойди я сейчас в школу, наверное, мне было бы трудно найти, о чём говорить и чему учить. Сначала я, конечно, выяснил бы, что детишек интересует, чем они дышат и каким видят мир. И если бы оказалось, что чей-то мир тесен, убог и агрессивен, постарался бы показать, что он гораздо просторнее, богаче и добрее - во всяком случае не такой простой, как тот, что они себе воображают. И если бы оказалось, что чей-то мир сплошь населён добрыми людьми, а будущее без всяких сомнений прекрасно - попробовал бы осторожно убедить ребёнка в том, что он должен уметь защитить свой прекрасный мир от тех, кто попытается его украсть, разрушить... А ещё попытался бы доказать правоту старой истины, гласящей, что жизнь продолжается, потому что все люди разные. И каждый может чему-то научить другого. А значит главное - жить в согласии.

Получилось бы? А вот уж не знаю. Возможно, ответом было бы дружное "ГЫ-ГЫ-ГЫ".
И мне пришлось бы уйти в отшельники и заняться фотографированием букашек.
Типа:



Тем более, добавлю, что, как всякий знает, важно не только что говорить, но и как говорить - а я склонен к сентиментальному пафосу и морализированию, хотя самому мне кажется, что это тонкая самоирония. Взять тот же ЖЖ. Последний пост, например. Наверное, увидел читатель высокопарный заголовок - так и под кат заглядывать не стал. И правильно. Ведь надо было проще, человечнее. Не то, чтобы матерком подпустить, но, к примеру, так: "Тоскую, мужики, по любимой жене; вот сижу, щёлкаю клавишами и чувствую себя, как тот привязанный вампир из клипа, который орёт: "Не умирай раньше меня!" А посмотреть с другой стороны, так ведь и Rammstein не поёт прямо что-нибудь типа "люблю тебя, приди ко мне" - а вампира какого-то придумали для иносказания. А к иносказанию прибегли для свежести и пущей выразительности.

А почему бы и нет? Вспомнилось написанное недавно одному сетевому рецензенту:
"Автор доверяет читателю, создавая текст, предполагающий наличие скрытых смыслов - отчего читатель в данном случае не доверяет автору?"

Мне хотелось бы, дорогие друзья, писать тексты, которые можно было бы толковать тысячью разных способов, и эти толкования не были бы произвольными, а действительно соответствовали бы содержанию. Но главное - чтобы читатель сам находил эти невидимые смыслы. Что представлял бы собой идеальный в этом смысле текст - так сказать, конечный результат опыта? Тут речь уже не о намёках, не об иносказании, не об Эзоповом языке - о способе постижения мира. Это цель.

А возвращаясь к школьным учителям, скажу просто: перед теми, кто работает в школе в нынешнее время - не халтурит, а действительно работает - преклоняюсь. Это действительно герои. И будь я президентом, сделал бы всё возможное, чтобы эта профессия стала самой уважаемой и достойно оплачиваемой.

Ибо...



Чайф. Псы с городских окраин.

общество, праздники, культура, школа

Previous post Next post
Up