По поводу дистанционного обучения

Oct 18, 2020 10:08

Как известно всякому учителю, важно не только владеть учебным материалом, но и уметь правильно его подать. Известно также и то, что умение учителя правильно подать себя нередко с лихвой компенсирует нехватку у него у него должной осведомлённости о предмете, которым он призван владеть, но сейчас я не об этом...
Когда-то в Институте усовершенствования учителей лектор-психолог рассказывал нам об основных поведенческих ошибках, которые допускает начинающий педагог во время урока, причём нередко с самого начала. Так, например, женщина, едва переступив порог класса, невольно поправляет причёску, а мужчина одёргивает пиджак. И то и другое воспринимается учащимися как жест неуверенности - в чём именно, осознать они не успевают, но доверие к учителю снижается, а следовательно, ухудшается и качество усвоения материала. Результаты многочисленных экспериментов показали: его восприятие снижается на 15%.
Или вот ещё. Преподаватель входит, здоровается - и грузно опускается на стул. Да хотя бы и просто садится. Учащиеся, особенно те, что сидят позади, выдыхают и расслабляются, необходимый для работы тонус утрачивается. Впрочем, если преподаватель носится туда-сюда по аудитории, а слушатели, всё более превращаясь в зрителей, заняты тем, что гадают, в какую сторону он сейчас побежит, результат будет не лучше.
Немаловажную роль, как объяснил лектор, играет и цвет упомянутого пиджака и прочей одежды. Выбирать следует нейтральные оттенки, ибо слишком тёплые тона вызовут у присутствующих некоторое возбуждение, и спустя пятнадцать минут преподавателю придётся успокаивать болтунов, а школьному учителю порой - разнимать драчунов. Если же человек у доски будет одет как сотрудник бюро ритуальных услуг, то через те же пятнадцать минут слушатели будут сидеть в гробовой тишине, погружённые в свои мысли...
Что касается речи, тут, в зависимости от числа студентов и размеров аудитории, нужно выбрать наиболее подходящий уровень её громкости, а далее - не тараторить и не мямлить, избегать монотонности и длительных пауз, отслеживать момент, когда у слушателей наступает кризис внимания - и переходить к следующему этапу урока... Об необходимом разнообразии оных добавлю пару слов от себя.

Как-то мне пришлось заниматься иностранным языком с воспитанниками детского сада, который находился рядом со школой, где я работал. Согласно методическим указаниям, каждая часть тридцатипятиминутного урока не должна была длиться более пяти минут, то есть пять минут дети, следуя моим командам, делали зарядку, затем пять минут занимались счётом, потом называли предметы, изображённые на картинках, после чего, глядя, как я рисую, угадывали, какой зверь или птица сейчас появится на доске, а когда он появлялся, описывали его. Завершал урок пятиминутный кукольный спектакль с участием этих зверей и птиц. Стоило затянуть какой-либо из перечисленных этапов, дети утомлялись и начинали тянуться к игрушкам, норовили залезть на шведскую стенку или просто зевали. Забегая вперёд, воскликну: Боже, как бы я делал всё описанное дистанционно?!

Школьные уроки и университетские занятия также делятся на этапы, которые, естественно, несколько отличаются от описанных выше, но - перехожу к главному - устают и отвлекаются школьники и студенты так же, как и малыши. И чтобы держать их внимание, необходимо (оговорюсь, что у каждого свои методические приёмы, поэтому я пишу о том, что необходимо именно мне) видеть глаза каждого из сидящих напротив, чтобы в нужный момент своевременно отреагировать: не переставая говорить, сделать шаг по направлению к тому, кто отвлёкся, или показать рукой, что мои слова обращены именно к нему, бросить на него выразительный взгляд, кашлянуть, а главное - каждый миг всем своим видом показывать, что сейчас-то как раз и будет самое интересное. И если кто-то не понял сказанного (что всегда видно по глазам) и не решается переспросить - повторить или объяснить иначе...





...Излишне говорить, что по отношению к дистанционной форме обучения, когда перед учащимися предстаёт не живой человек, а говорящая голова на экране, всё сказанное выше оказалось малоприменимым, а по большей части - и вовсе не применимым. Примерно так же, как современной фирме в фильме "Стажёр" с Робертом де Ниро в главной роли оказался не нужен опыт пенсионера, посвятившего сорок лет своей жизни изданию телефонных справочников.

Не знаю, проводят ли уже психологи исследования с целью выяснить на сколько процентов усваивается материал, если учащийся (естественно, предлагаемый ряд условий может быть значительно расширен):
а) сидит в кресле перед монитором домашнего компьютера, делая записи в тетради;
б) расположился на уличной скамейке с ноутбуком;
в) держит одной рукой смартфон, а другой мешает суп в кастрюле, стоящей на плите...

Или если преподаватель (также избранные примеры):
а) периодически застывает на экране с открытым ртом и закрытыми глазами, а из динамиков при этом раздаётся что-то похожее на колокольный звон;
b) подслеповато щурясь и наезжая макушкой на камеру, набивает на клавиатуре текст, чтобы отправить его в чат, а клавиатура барахлит, слова и даже буквы в словах меняются местами, и в чат уходит абракадабра;
в) предлагает студентам устно выполнить выведенное (как он полагает) на экран упражнение, вместо которого они видят внезапно возникшую картинку с фруктами, описать которую он тщетно призывал их пятью минутами раньше...

Эффективен ли дистанционный метод обучения, если по техническим причинам ответы на вопросы преподавателя приходят с такой задержкой, будто студенты находятся на Марсе? Или когда по тем же причинам требуется отключить камеры и преподаватель видит лишь аватары учащихся, а не живые лица? Да, эти аватары (фотографии или инициалы в кружочке) реагируют на голос студента и двигаются, когда он отвечает, но если кто-то другой в это время сопит или покашливает, определить, кто именно отвечает, невозможно. У одного из студентов, снимавшего квартиру в новостройках, кто-то из соседей затеял ремонт, и всякий раз, когда студент включал свой микрофон, урок шёл под надрывные звуки дрели, сверлившей стенку, а аватар при этом шустро подрагивал...



-Итак, дорогие друзья, скажите, пожалуйста, кто основал Петербург? А? Друзья мои, вы где? Алё! Вы здесь? Э-эй! Ахмед! Нет Ахмеда... Где он? Уже отдыхает? А почему? Перерыв ещё не скоро. Ладно, Абдулла здесь? Абдулла!
-Преподаватель, это Фатима. Абдулла написал SMS. У него плохой Интернет.
-Плохо работает Интернет? Ничего не поделаешь... Тогда отвечайте вы, Фатима. Кто основал Петербург?
Фатима отвечает густым басом:
-Пётр Первый.
-Господи, кто это говорит?!
-Абдулла.

Многие ли выдержат такое две пары кряду? А ведь после моих занятий в расписании стоит ещё один предмет... Ничего удивительного в том, что с каждым днём студентов становится всё меньше. Утром я подолгу сижу перед чёрным экраном, периодически выкликивая их имена и думая в отчаянии, что, наверное, легче вызвать дьявола из преисподней. Этот экран начинает меня пугать, мысль о следующем занятии вызывает дрожь. Ещё и потому, что каждое из них записывается для отчётности и каждый огрех остаётся в вечности... Последний урок, по настоянию администрации, оборачивается трёхчасовой импровизацией перед пустым экраном. Я напоминаю себе паломника перед иерусалимской Стеной Плача и с тоской вспоминаю живые уроки, на которые ещё недавно шёл, как на праздник. Ничего не поделаешь, так уж сложилось, делать что-то надо, но это точно не мой жанр. Game over.



-Где, чёрт побери, мои студенты?
-Это микроволновка, Боб.

Рисунок позаимствован у liapin
Спасибо!

* * *

Прочитал написанное и подумал, что в завершение было бы логично сформулировать некие выводы и высказать ряд пожеланий коллегам, которым предстоит и далее работать в режиме on line. Однако на самом деле необходимости в этом нет: у каждого свой опыт, да и очевидно, что методисты учебных заведений нынче и так без устали трудятся над адаптацией существующих программ к новым условиям. Но возможно, что мои скромные советы пригодятся родителям непоседливых школьников, которые, едва отвернётся строгая мама, включают мультик или переговариваются в чате.

Во-первых, если бы мои дети ещё учились в школе, я бы усадил их за домашние компьютеры с монитором, позволяющим добиться максимального эффекта присутствия на уроке: вряд ли урок будет полезным, если учитель щебечет что-то у тебя в кулаке... Во-вторых, не разрешал бы им отключать веб-камеру: учитель должен видеть реакцию каждого ученика и, в соответствии с ней, корректировать ход урока. В-третьих, следил бы за тем, чтобы ребёнок не устраивал себе внеплановый перерыв: обычно никому не приходит в голову встать во время урока и молча выйти из класса, а отключиться во время занятия он-лайн - запросто. И в-четвёртых, я внушил бы детям, что когда учитель называет чьё-либо имя, тот не должен реагировать подобно страусу, прячущему голову в песок, а отвечать. В противном случае учитель испытывает стресс и в конце концов впадает в ярость, не желая больше иметь ничего общего не только с недисциплинированными учениками, но и со школой вообще. И кому от этого польза?

* * *

Мой последний семестр завершился в середине минувшего лета. Дальнейшее видится смутно. Впрочем, я с удовольствием занимаюсь домашним хозяйством, а чтобы держать себя в форме, по полдня меряю энергичными шагами исторический центр Санкт-Петербурга. Дабы последнее было вдвойне полезно, думаю устроиться в почтальоны, о чём давно мечтал, а что до преподавательской деятельности - дорогу молодым!

image Click to view



UPD. Не прошло и полутора месяцев, как вернулся к деятельности, с которой столь помпезно распрощался. Ничуть об этом не жалею, ибо на сей раз техника работает отменно, а главное то, что на экране я вижу живых людей. В начале урока они улыбаются и машут мне руками; когда понимают объяснение, кивают головами, а когда испытывают в чём-то затруднение, я вижу озабоченность в их глазах и помогаю им. Из тех, кто отключает камеру, большинство сразу же откликается на зов. Надеюсь вскоре увидеть их всех в аудитории. The show must go on.

#образование, #дистанционноеобучение, преподавание

Previous post Next post
Up