От блика к облику

Mar 28, 2019 00:26

Когда появилась фотография, многие предрекали неизбежную смерть живописи, полагая, что любая камера гораздо точнее отразит действительность, нежели самая искусная кисть. Однако этого не случилось, ибо первые парадные фотопортреты, безупречно копируя привычные глазу формы, оказались при этом лишёнными некой загадки, интриги, присущей изображениям на холсте. И когда выяснилось, что желаемое сходство часто бывает достигнуто не графической точностью, а, наоборот, «недосказанностью», да и само понятие сходства можно трактовать весьма широко, фотография пошла за живописью, изучая её опыт и становясь самостоятельным видом изобразительного искусства, в результате чего появилось такое понятие, как фотохудожник. Впрочем, и живописцы внимательно наблюдали за развитием фотоискусства, что в конце концов привело к возникновению гиперреализма, так что взаимовлияние живописи и фотографии - это уже общее место, да и не об этом, собственно, речь, а именно о той загадке, которую таит в себе не только портрет Моны Лизы, но и всякая работа настоящего Мастера.



В конце января я побывал на встрече с известным петербургским фотохудожником Дмитрием Конрадтом. Тема беседы была обозначена как "Иллюзия и реальность. Стирая границы. Цвет". Негромкая речь Дмитрия, комментировавшего снимки, порой была слышна не всем, о чём собравшаяся публика периодически сообщала оратору энергичными выкриками. Тот отвечал: "А вы смотрите". И мы смотрели. Фотографии завораживали. Большая часть их представляла собою необычные цветовые композиции - не искусственно созданные, но выхваченные цепким взглядом фотографа из окружающего. Однако несколько раз, когда автор - случайно или умышленно - поворачивал изображение на 90° или вовсе переворачивал его, зрителям виделось на снимках что-то знакомое, включалось воображение - и работы обретали сюжетность.

Мне же вспомнились пятна на влажной штукатурке у меня в ванной, точно также складывающиеся в отчётливо узнаваемые фигуры, и живые узоры на поверхности пруда, о которых я рассказывал прошлой весной.



Очевидно, это явление связано с одной из важных функций мозга,обусловленной инстинктом выживания - способностью распознавать объекты, . Учёные выяснили, что за эту функцию отвечают различные группы клеток, одни из которых реагируют на линии, края и углы, другие - на ряд геометрических фигур. Далее исследователи определили, что воспринимается в первую очередь; открыли алгоритм распознавания того, что частично скрыто от наблюдателя - и пришли к выводу, что большая часть этого процесса сознанию недоступна. Есть смысл уточнить: недоступна рациональному сознанию, но не творческой интуиции, поскольку мастера живописи уже давно открыли упомянутый алгоритм, заставляя наше сознание не только мысленно восстанавливать отсутствующие на холсте детали образа, но и оживлять этот образ, придавая ему динамику. В качестве примера я назвал бы работы Арона Зинштейна, выставку которого посетил вскоре после творческой встречи с Дмитрием Конрадтом.



Удивительное это умение: выделять значимые детали образа, сугубо индивидуальные черты, самую суть, отсекая лишнее - ту "правильность", которая может обмануть, не пустить внутрь.



А вот ещё одна выставка, прошедшая минувшей зимой. Петербург Артура Молева.



Что я узнаю, глядя на эти холсты? Мосты через Мойку? Нет, точь-в-точь своё состояние, когда возвращаюсь в город после нескольких месяцев разлуки с ним и ношусь с утра до вечера по этим набережным, пытаясь вобрать в себя всё сразу... Ощутил бы я это вновь, глядя на парадные открытки?



И ещё о схожести. Не могу не вспомнить встречу на Благовещенском мосту с тремя китайскими художниками, которые убедили меня стать на четверть часа их натурщиком. И что же? Каждый отразил какие-то мои внутренние черты, и это было интересно, а что касается форм и пропорций, так это я могу в зеркало посмотреть.



А вот на открытие выставки "От блика к облику" Светы Зелёной я сходить не успел, потому что она открылась уже после моего отбытия в Корею. Остались лишь несколько фотографий, сделанных во время развешивания работ в выставочном пространстве "Репина, 41". Но те, кто терпеливо дочитал до конца этот пост, могут сделать это вместо меня. Последний день работы выставки - 31 марта.



И - замечательная песня в тему:

image Click to view

Петербург, #живопись, музыка, #выставки, #психология

Previous post Next post
Up