Несколько слов о корейской питейной культуре

Nov 23, 2018 18:28

В первый год своей работы в южнокорейском университете я никак не мог привыкнуть к тому, что студенты на вопрос, как они провели вчерашний вечер, нередко отвечали, что пили сочжу с таким-то товарищем по группе. Мне в этом виделось едва ли не вызывающее нахальство: нет чтоб сообщить о посещении какого-нибудь музея или концерта, а то и прочитанной книге, так они о пьянстве рассказывают! О чём же, думал я, мне их дальше спрашивать: сколько выпили и чем закусывали? И лишь потом я узнал, что корейцы придают глубокий символический смысл как совместной трапезе, так и употреблению спиртного: и то и другое имеет важное значение для укрепления отношений между людьми. Меня до сих пор удивляет, что каждый раз, когда я покупаю в магазине готовый обед в коробке, продавец выдаёт мне два комплекта палочек для еды. Подразумевается, что в одиночку никто не ест, а если кто и ест, значит, у него нет друзей - и что он тогда за человек? Нередко после работы, в целях укрепления корпоративного духа, начальник ведёт подчинённых в ресторан, там же проводятся рабочие совещания: сначала выступления, ознакомление с новыми документами, потом начинают бегать официанты. А главное, кто бы с кем ни пил, непременно имеет место культурная составляющая: место должно быть уютным, закуска - вкусной и разнообразной, а беседа - приятной.

Конечно, эта особенность корейской культуры неоднократно наводила меня на размышления о её происхождении. И вот во время посещения ботанического сада профессор Ким Санхён показал мне необычное место: источник, вода которого, исторгаясь из пасти каменной черепахи, течёт по извилистому кольцеобразному жёлобу, который ведёт обратно к изваянию животного. Сооружение это повторяет очертания исторического памятника, который находится в Кёнчжу, древней столице королевства Силла. Расположен он на том месте, где прежде находился павильон Пхосокчжон, который служил для пиршеств правителей государства и их придворных. О тогдашнем питейном ритуале я прочитал в англоязычной Википедии следующее. Один из гостей, бросая вызов кому-либо из остальных присутствовавших, произносил стихотворную строку и спускал на воду чашку с вином, которая медленно плыла по жёлобу по направлению к тому, кто должен был сочинить продолжение. Если чашка достигала гостя прежде, чем ему удавалось придумать вторую строчку, он должен был выпить вино, после чего его соперник отправлял ему другую чашку - и так продолжалось, пока задача не была выполнена...

Видимо, позором считалось напиться и при этом ничего не сочинить.



* * *

Покинув ботанический сад, в котором за один раз нам удалось встретить столько интересного, и отправившись в горы, я продолжал обдумывать увиденное и вспомнил, как тридцать лет назад, когда меня приглашали в гости друзья, которых я знал с детства, мне приходилось покупать накануне какой-нибудь литературный или научно-популярный журнал, смотреть в кино новый фильм, а наутро перечитывать ещё и уйму газет, чтобы было о чём говорить: в то время я активно занимался йогой и совершенно не употреблял спиртного. Впоследствии приобретённые навыки построения беседы пригодились мне во время работы в СПбГУ, где я проводил для иностранных студентов занятия по разговорной практике, а ныне помогают нескучно проводить время за рюмкой сочжу... Правда, случается порой, что оказываешься в такой компании, что и просто открыть рот боишься. Это беда, когда тянет к тем, кому есть чему тебя научить, ибо внутри у них океан опыта и знаний, а сам ты им вряд ли что можешь дать, поскольку знания у тебя поверхностные, а память куриная. Но выхода нет - век живи, как говорится, век учись, как завещал... ну, в общем, понятно...



* * *

С такими мыслями я переступил порог любимого рыбного ресторана, который расположен недалеко от горы Апсан.



* * *

Пока повара готовили хве, блюдо из сырой рыбы, мы с коллегой заготавливали закуски, которых можно набирать сколько угодно, но в том случае, если на столе останется много нетронутого, придётся платить штраф в размере 3.000 вон (около трёх долларов). Пока такого не случалось.



* * *

Вот пожалуйста - о чём можно поговорить в первую очередь, чтобы не сидеть за столом, будто сыч, и не напиваться в угрюмом молчании? Да хоть о закусках. На какую сторону салатного или кунжутного листа лучше класть сырую рыбу, чеснок и перец, чтобы было удобнее заворачивать? В каком виде вкуснее соевый творог, в сыром или в жареном? А в какие блюда он добавляется? Как его обжаривают с кимчи, чтобы закусывать рисовую брагу макколли, сразу вместе или кимчи добавляют потом? А что это за салат? Трёхцветный? А в чём его особая польза? А что это за соус? А вот этот салат справа похож на оливье. Жил такой французский повар в Москве... И так далее.



* * *

Вот эти маленькие улитки очень полезны для печени, так сказать, природный гепатопротектор, как говорят врачи. Выпьем за них. И за улиток, и за врачей. А пондэги, жареные личинки шелкопряда, богаты белком. Выпьем и за пондэги! А за кимчи, которое наше (корейское) всё - и подавно! А на картошечку смотрел бы и смотрел...



* * *

Тем временем приносят основное блюдо - сырую рыбу трёх видов с чесноком, перцем и васаби. К тому времени разговор уже ведётся "за жизнь".



* * *

Но обязательно так, чтобы каждая рассказанная история была поводом для тоста. Это главное.



* * *

А под конец закажем мэунтхан - острый, ароматный суп из рыбных костей. Он протрезвляет и придаёт сил для того, чтобы не уснуть в метро по дороге домой.



* * *

На этом, друзья, я вынужден закончить, ибо подоспело время ужина. А если кто сегодня соберётся укреплять корпоративный дух или дружеские отношения, тому вкусной и разнообразной закуски, интересной беседы и хорошего настроения!

image Click to view

традиции, корейская кухня, Южная Корея, музыка, культура

Previous post Next post
Up