Шёл по 6-й линии Васильевского острова, услышал скрипичные звуки, подошёл к уличному музыканту поближе, узнал в нём Ивана Воропаева, знаменитого альтиста, игравшего в "Аквариуме" в те далёкие времена, когда группа была семьёй, а каждый её участник - легендой. То, что Иван время от времени выходит со своим инструментом на улицы, давно известно, но всё равно вызывает несколько странное впечатление, и волей-неволей приходишь к мысли, что причиной тому не столько желание что-то заработать, сколько какое-то особое отношение к жизни... Разговорились. Человек непростой судьбы и, как о нём часто говорят, непредсказуемого характера, Иван оказался очень доброжелательным и светлым человеком. Рассказал, что работает санитаром в больнице, там же и живёт; ходит в церковь и в букинистический магазин на углу Большого и 9-й линии. Выглядел он при этом человеком, достигшим внутреннего покоя. Видимо, предвосхитив моё предложение отправиться куда-нибудь выпить, сообщил, что вечером идёт на дегустацию чая в заведение, которое находится позади памятника Василию. Там, по словам Ивана, собираются отличные люди, далёкие от всей этой... Тут он сделал паузу, озорно улыбнулся и со значением покачал головой. Нечего и говорить, что в указанное время я был в "Чайной студии".
Компания действительно собралась милейшая. Чем-то картина происходящего напоминала тайную вечерю - с тем отличием, что ничего тайного в ней не было, за исключением тех тайн заварки чая, которые охотно раскрывал ведущий церемонии.
Иван внимательно слушал. Альта при нём не было.
Зато у стены стоял гуджэн, китайский струнный инструмент.
Click to view
Помнится, он замечательно звучал в фильме "Герой" с Джетом Ли. Надеюсь когда-нибудь услышать гуджэн и в этом заведении, но, конечно, при иных обстоятельствах...
Рядом с инструментом расположилась коллекция глиняных и фарфоровых чайников.
Далее - стеклянная посуда.
Чай.
Чайники для кипятка, современные и традиционные.
Чайник для заварки и чашки.
Церемония начинается.
Участники разбирают чашки, делают по глотку и рассказывают о том, какие вкусовые оттенки им удалось различить.
В этот вечер оценивали качества пуэра, и хотя я предпочитаю лёгкий зелёный чай или чёрный цейлонский, пил с удовольствием и пуэр. Очевидно, многое зависит от обстановки и компании.
И спасибо Ивану. Благодаря ему, я узнал о необыкновенном человеке по имени Лу Юй, который был первым в истории исследователем чая и написал о нём трактат "Чайный канон" - и много других мудрых строк.
Не жду от жизни слитков,
Не чаю чаш из белого нефрита,
Не жажду при дворе входить к владыке,
Не думаю о празднествах в столице,
Стремлюсь лишь быть на Западной реке,
Где некогда сходил с Цинлинских гор.
Лу Юй (733-804 гг.)
Click to view