Позавчера я рассказывал о том, как в минувшую субботу постигал искусство приготовления
кимчи. Вчера написал о популярном в Корее стихотворении, которое начертано на большом камне, установленном в живописном
парке Турю, где я побывал после обеда в гостеприимном корейском доме. На этом субботняя культурная программа не закончилась, поскольку там же, в парке Турю, находится крупный выставочный центр, пройти мимо которого было просто невозможно. И дело не только в любви к искусству, но и в обычной для зимнего времени нехватке зрительных впечатлений, которая влияет не только на душевное состояние, но даже и на самочувствие, отчего поход в музей становится эффективной лечебной процедурой.
Сказать по правде, те образцы корейской живописи, которые вдохновлены западной традицией, меня не очень впечатляют. Вот смотрю и думаю: чего же здесь не хватает? А потом доходит: дамы в белом платье и с зонтиком. Ведь это же Моне. Только нет той жаркой игры радужных мазков - и дорожка какая-то однотонная, и поле одним цветом, и небо неживое...
То же что-то знакомое. Это интереснее, особенно густая листва над забором: вблизи она рельефная, выпуклая, хотя и не вылеплена, а тонко прописана. Её детали ускользают от взгляда при внимательном рассматривании, и оттого кажется, что она колышется. Но в остальном тоже как-то скупо и при этом эклектично .
А вот это уже как-то греет душу, хотя изображён на полотне зимний пейзаж. Здесь настроение есть. Или это я просто по Александровскому саду тоскую?
И совсем уже другое впечатление производит традиционная для Кореи и Китая живопись. Корни школы уходят в древность. Сюжет прост, но насыщен символикой.
Бамбук - молодость, несгибаемая сила и энергия жизни; слива - надежда, неумирающая любовь и верность; гранат - прибавление в семье, преумножение достатка...
Ива, плющ, орхидея, сосна, персик - каждый живо очерченный образ вызывает эстетические переживания и философские размышления, чему способствуют сопровождающие живопись стихи.
Отсюда и лечебный эффект, о котором я упомянул в начале поста. Ведь очевидно, что последовательное созерцание ряда образцов традиционной живописи очищает сознание и приводит его в порядок. Справедливости ради добавлю, что лучшие произведения классического западного изобразительного искусства, куда в контексте данного разговора мы, конечно, отнесём и русскую живопись, обладают схожими свойствами. Поэтому я желаю всем, кто прочитал эти строки, отправиться в градущие выходные в ближайший музей или на выставку. Успешного оздоровления!