Сауна в глиняной печи

Oct 13, 2012 00:24




Лежу на дощатом полу, смотрю в потолок. Пытаюсь разобрать, что там за знак: то ли какой-то иероглиф, то ли подобие окошка изображено для тех, кто боится замкнутого пространства, то ли ещё что-то. Потолок - глиняный, его "марсианский" рельеф, напоминающий загрунтованный в несколько слоёв холст, располагает к фантазиям. С другой стороны, жар такой, что фантазиям особо не разогнаться. Место, где я нахожусь, называется суткама, то есть угольная печь. В таких печах в старину обжигали керамические изделия, а после этого парились в них. Парятся и сейчас, но уже в специально изготовленных из глины камерах. Глина для печей используется не всякая, а только жёлтая, обладающая, как говорят, лечебными свойствами.




Если рисунок потолка имеет явное сходство с современной картиной, то кочегарка, откуда по всему зданию распространяется ароматный дым, напоминает мастерскую художника. Муж хозяйки объясняет, что топит печь только одним видом древесины: чам наму. Это дерево, на стволах которого растут целебные грибы, которые в в Корее называются чам наму пхёго посот, а в Японии - шиитаке.




Но те глиняные кельи, в которых потеют гости заведения, отапливает другая печь. Пламя в ней бушует не переставая шестьдесят часов. Когда последние угли прогорают и печь немного остывает, можно начинать...




Перед печью стоит корыто с жёлтой глиной. Хозяйка намазала мне ею руку, показала как массировать кожу, объяснила, что эта глина омолаживает лицо. Перед одним из заходов в жаркое помещение я намазал и лицо. Моложе выглядеть не стал, но надеюсь, что польза от этого была.




Ну, как же это помещение назвать? Печь? Но огонь горит не в ней, а рядом, в настоящей печи. Парилка? Но пара в ней нет и в помине, только горячий воздух. Что ж, пусть это будет сауна, хотя это слово вызывает в сознании совсем другой образ, да и настоящих саун в Корее сколько угодно.




За толстым одеялом, не пропускающим внутрь помещения холодный воздух, обнаруживается ещё один полотняный полог.




Освещение внутри неяркое - такое, чтобы люди могли расслабиться и ни о чём не думать, а если думать, то спокойно и неторопливо, созерцая при этом потолок.




Хотя перед посещением сауны посетителям выдают футболку и длинные трусы, на пол надо садиться или ложиться осторожно, избегая прикосновений к шляпкам гвоздей, вбитых в древесину. Всё-таки температура здесь - 80 градусов.




Если выбрать правильную позу, сидеть можно долго, несмотря на жару, и мысли при этом будут самые приятные.




Потом, конечно, нужно полежать немного, прогреть кости.




В ресторан при сауне посетители отправляются в той же одежде, потому что после еды опять предстоит возвращаться в парилку.




Выбираем самгёпсаль - тонкие ломтики трёхслойной свинины, которые жарят на решётке. Под решёткой - угли.
Дым уходит в гибкую вытяжную трубу прямо над очагом.




Мясо нарезается ножницами на маленькие кусочки.




Блюдо готово.




Хозяйка и её помощница приносят закуски: маринованные огурцы, чеснок и черемшу, стручки зелёного перца, морковь, лук, соевую пасту с овощами - ссамчжан. В соевую пасту макают острый перец и свежий чеснок, чтобы не так обжигали...




Кусочки мяса перед употреблением заворачивают в салатные листья, предварительно добавив туда какой-нибудь гарнир.




Получается вкусно.




А с холодным пивом - ещё вкуснее.




После вкусного обеда, по закону Архимеда, полагается поспать (c). Минут тридцать. Для этой цели служат специальные комнаты с тёплым полом и одеялами. Затем можно продолжить оздоровление организма в сауне и завершить дело горячим душем, что мы с корейским профессором и сделали. Пять часов пролетели, как один. Я вернулся к себе за полночь, пропахший глиной и дровами.




Перед сном вспоминал хозяйку заведения, которая проявила к нам самое искреннее расположение: сообщила о последней вышедшей в Корее японской книге по дзен-буддизму, рассказала, как пришёл с запада Бодхидхарма. Этим она как бы дала понять, что не следует подчинять свою жизнь телесным прихотям, а думать также и об оздоровлении духа.



традиции, Южная Корея

Previous post Next post
Up