Шёл вечером по набережной - между куполом Исаакия и шпилем Адмиралтейства низко над крышами висела фантастических размеров луна. Когда на фоне сплющенного оранжевого яйца возникла голова сфинкса, картина полнолуния обрела мистический оттенок. У меня в памяти возник дневной разговор с американскими студентами по поводу песни Black Magic Woman. В юности мы с друзьями были уверены, что в неё говорится о чернокожей волшебнице. А недавно мои пальцы (уж как смогли) наиграли на гитаре знакомое соло, и вдруг меня озарило: как же мы сразу не догадались, что речь идёт о женщине, владеющей чёрной магией? Носители языка мою догадку подтвердили, а предположение о двойном значении названия песни отвергли, хотя до конца меня не убедили: не так просто отказаться от укоренившегося в сознании образа.
Непосредственно же поводом к разговору послужило моё посещение накануне вечером магического сеанса, имевшего место в клубе "Акакао" на канале Грибоедова - и тот, кто скажет, что это метафора, будет прав лишь отчасти.
Была объявлена джем-сессия, пространство вокруг сцены и между столиков было уставлено зачехлёнными и расчехлёнными гитарами, к аппаратуре подключались все желающие, в исполнении неизвестных талантов звучали классические рок-н-роллы. Несмотря на лютый мороз на улице, народу явилось множество, публика веселилась, и всё это напоминало известную сцену из фильма "От рассвета до заката".
Те, кому не хватало места на сцене, располагались рядом с ней. По словам человека, который стоял у входа в клуб, шёл разогрев публики перед выступлением основных участников вечера, имена которых стояли в программе. С другой стороны, как поговаривали вокруг, музыкантов и певцов в зале было больше, чем просто слушателей, поэтому точнее было бы сказать, что разогревали они сами себя.
Согревалась публика и по-иному.
Явление Александра Ляпина в маске тигра вызвало у меня в сознании какие-то обрывочные ассоциации, губы невольно стали перебирать забытые словосочетания... Наконец перед мысленным взором появилось название первой отечественной книги о рок-музыке, которая вышла в свет в том же году, в котором вышел альбом Карлоса Сантаны с песней Black Magic Woman. Книга называлась "Тигр в гитаре". Вслед за этим мне почему-то вспомнились цейлонские сепаратисты, именовавшие себя "Тигры освобождения Тамил Илама". Неведомый Тамил Илам, покрутившись в голове, быстро отошёл на периферию сознания - главным для меня было слово "освобождение". Наконец, при взгляде на Алексея Зубарева, осенённого изображением классика русской литературы, что как бы символизировало культурную преемственность, я остановился на странном и витиеватом, но точном определении: тигры духовного освобождения.
Число комбинаций, в которые складывается мозаика мироздания в зависимости от состояния сознания, бесконечно. Картина сущего многомерна, все миры существуют одновременно, изменения в одном из них ведёт к изменениям во всех остальных. Говорят, что магия обусловлена возможностью влиять на происходящее из другого измерения пространства, путь в которое лежит через изменение состояния сознания. Чаще всего люди не замечают происходящих с ними перемен или объясняют их по-своему: для обозначения явлений разных миров единых знаков не существует. Поэтому всякие старания понять музыку рационально или объяснить, о чём она - обречены на провал. И тем более - попытки осознать, какие изменения в судьбе человека производит услышанное. Если только музыкант и его искушённый слушатель не пребывают в той системе координат, где материальное вторично по отношению к звуку.
Вместе с тем, Ляпин, Зубарев и DJ Shmumer за то время, что играют вместе, выработали такой язык, который становится уже как бы и не музыкой, а отдельной сигнальной системой. И когда на мощном ритмическом фоне начинают виться тончайшие - буквально паутинные - арабески, которые тут же иссекаются сверкающими лезвиями, а затем начинается диалог с почти человеческим интонациями - самое абсурдное, что можно себе представить, это чью-либо попытку вложить в происходящее свою лепту.
Как это ни печально, но именно такую попытку и предпринял один из разгорячённых присутствующих, решив, что джем-сессия продолжается. Это было подобно тому, как если бы к героине Сальмы Хайек, которая танцевала с удавом в упомянутом выше фильме, пристроился некто из публики и начал бы невпопад выплясывать рядом... Музыкантам пришлось остановиться и перейти на обычный язык - не менее энергичный.
Несмотря на непредвиденный сбой, трио продолжило выступление и вновь начало погружать публику в гипнотический транс, однако суть происходящего, к сожалению, была понятна не всем, и вскоре двое каких-то юношей залезли на сцену с целью поговорить... Продолжать выступление дальше в такой обстановке не было смысла.
И всё-таки это было хорошо. И я верю, что те короткие филигранно сыгранные фразы, которые услышали в тот вечер присутствующие, пусть и незаметно, но всё-таки изменили их судьбу.
После ухода Ляпина, Зубарева и диджея Шмумера со сцены, а значительной части публики - из зала, в клубе на некоторое время воцарилась тишина. После короткого совета несколько оставшихся музыкантов постановили разрядить обстановку парой рок-н-роллов...
И тут я впервые услышал, как играет Екатерина Питерская. И не просто играет, а c безумной мощью передаёт своё ощущение, свой вкус, свою радость от игры - слушателю. Это рок! И где я, спрашивается, был раньше?! Да ту ли жизнь прожил, не перепутал ли?! Вот тут и вспомнилось мне: I got a black magic woman...
Click to view