"Мне нравится, но для детей это опасно..."

Dec 03, 2010 16:47

Профессор Хольгер Штайделе из Университета Йоннам пригласил меня к студентам немецкого отделения рассказать им о том, как относятся в России к группе "Раммштайн". В своём письме профессор объяснил выбор темы колоссальным различием между современной корейской поп-музыкой и "Новой немецкой жёсткостью" (Neue deutsche Härte). Иначе говоря, выступление русского преподавателя на английском языке перед корейскими студентами на тему современной немецкой музыки должно было как нельзя лучше послужить делу межкультурной коммуникации. Так оно и получилось. Публика оказалась вполне продвинутой, многословный доклад, сопровождаемый просмотром клипов, выслушала с благосклонным вниманием. Удалась и дискуссия, причём мнения высказывались не просто различные, но порой прямо противоположные.

Первая часть моего рассказа была посвящена истории возникновения, расцвета и кризиса российской рок-музыки на фоне соответствующих этапов общественно-политической жизни в стране. Вторая же - тому, как в начале нынешнего десятилетия внимание молодых российских меломанов захватило совершенно новое, почти революционное явление: безумная энергия, гипнотический голос, предельно выразительное звучание языка - и сонм странных, болезненных образов, которые взрывают привычную картину мира, возвращая его обитателям забытое ощущение внутренней свободы.

Скандальные, провокационные, абсурдные жесты; тайные знаки, переход через границы запретного, мозаика выверенных деталей, придающих драматической канве выступлений и клипов семантическую полифонию - всё это порождает особую среду душевного существования. Произведения "Раммштайн" глубоко метафоричны, неожиданность образов заставляет слушателя по-новому пережить вместе с артистами одиночество, страстное и мучительное желание вернуть целостность чему-то сломанному внутри, найти понимание, быть любимым. Особый эффект вызывает то, что музыканты обращаются к эстетическим формам нацистского искусства, но при этом лишают их нацистской идеологии и наполняют их болью, сарказмом, юмором и фантазией.

image Click to view



Часть студентов согласилась со мной, часть не приняла прозвучавших оценок, объяснив это вышеупомянутым различием между современной музыкальной культурой Кореи и Германии (а иже с ней - и России). Особый интерес у меня вызвало мнение, высказанное сразу несколькими студентами: мне нравится, но для детей это опасно.

То же самое (и не только по поводу "Раммштайн") мне неоднократно приходилось слышать и в России. Но почему так? Как это понимать? Обычный ответ: это искусство апеллирует к тёмной ипостаси человеческой психики, срывает с неё покровы, разрушает табу, ведёт к вседозволенности. Что значит "тёмная ипостась"? Непознанная, непредсказуемая, разрушительная, эгоистическая, управляемая телесными прихотями...

Вот клип на песню Rosenrot (здесь текст и перевод), в которой рассказывается о девушке, которая посылает влюблённого в неё парня за красной розой, которая растёт на вершине скалы. Тот, не видя ничего вокруг, взбирается на скалу и гибнет, сорвавшись с неё.

В клипе замысел авторов песни приобретает предельную выразительность. Шестеро монахов, принадлежащих к разным конфессиям, приходят на деревенский праздник. Один из монахов влюбляется в танцующую девушку. Гости остаются на ночлег в крестьянских домах, и девушка соблазняет влюблённого монаха, чтобы вовлечь его в преступный план. Догадавшись, что произошло, его товарищи молятся за спасение его души, но тщетно. Вечером, поддавшись уговорам любимой, монах убивает её мать. Дождавшись, пока всё кончится, девушка зовёт народ на помощь. Монаха сжигают на костре. Остальные пятеро продолжают свой путь. Может быть, завтра отдаст душу дьяволу и кто-то из них.

Чревоугодие, разврат, лицемерие, предательство родителей, убийство, ложь неумолимой чередой проходят перед нами. Воистину та самая бездна, в которую заглянул Достоевский и ужаснулся. Но что заставляет заглянуть в эту бездну? Что тащит людей на её край? Почему им это нравится?! И ведь вполне безобидным, симпатичным и неглупым людям... Разве можно объяснить это только стремлением к самопознанию? Неужели причиной тому всё то же неискоренимое стремление всего живого к абсолютной свободе, с которой несовместимы даже необходимые нравственные запреты, диктуемые человеческим опытом, разумом - и состраданием? Как бы то ни было, люди давно придумали, что делать со своим душевным разладом: одни предаются порокам тайно, другие умерщвляют плоть самобичеванием.

А дети безгрешны и потому счастливы. И не нужно им это смотреть:

image Click to view



P.S. Завершилось обсуждение темы в ближайшем ресторане, где участники встречи от души предались греху чревоугодия. С другой стороны, свинина была просто божественная, так что это ещё как посмотреть...

общество, Раммштайн, психология, Южная Корея, музыка, культура

Previous post Next post
Up