Закончилась у меня очередная сессия. Первый курс успешно пройден.

Jul 02, 2018 13:59

Это было весьма забавно. Сидишь с утра до ночи в тиши Моховой, ничего вокруг не замечаешь, кроме смены погоды. А потом в первом часу тащишься до дома, и мимо тебя проносится праздник. Вообще я весьма негативно отношусь к подобного рода чемпионатам, не люблю шум и толпы. Но тут как-то по-другому ощутилось. Иностранцы забавные, весёлые и очень добрые. А вот русские… вести себя вообще не умеют. Обидно за собственный народ. У нас фанаты - это всегда равно быдлу и ни одного исключения заметить не удалось.

Сам учебный процесс для меня окончился триумфом - лучшая работа на курсе. Мастера реально видят у меня перспективу и считают, что я не зря трачу время на это образование. Мне это в принципе сложно понять. Я всегда была такая. Ну очень серьёзно относилась к своему образованию. Особенно, если за него нужно деньги платить. Да и профессия тоже такая… не понимаю, как её можно выбрать с кондачка, а потом всему удивляться. Хотя… театральный… та же история была в своё время с журфаком. Когда люди привыкли романтизировать профессию, их не остановишь. Ведь все тогда были уверены, что будут работать в серьёзных журналах типа «Сноб» или «РР», а то и вовсе на первом канале, о них будут знать, их статьи торжественно зачитывать перед родственниками на кухне и платить им сумасшедшие гонорары. На деле, из всей моей группы по профессии до сих пор работают ровно 3 человека, включая меня.  У остальных либо вовсе не вышло, либо разочаровало, что годами придётся писать всякую бабуйню про унитазные заглушки и получать за это 15 тыс рублей и то не факт, что после этого удастся достичь чего-то большего. Я вообще конкретно журналистикой изначально заниматься как-то не планировала, меня больше литература интересовала, но филфак считаю извращением. Теперь вот сижу тут и пишу статьи для научных журналов. Сама охреневаю. Но за это платят хорошо, вот и сижу, пишу… Театральный мир в этом отношении ещё более привлекателен для обывателя… ведь где-то там потерялись признание, слава, загородные виллы и яхты… Мне кажется это всё вообще отдельная болезнь нашего поколения. Я знаю кучу людей, для которых самое большое разочарование в жизни, что оказывается для получения выхлопа надо работать, а не просто дипломом махать.

Для неверующих в российское образование мне кажется, тоже где-то приготовлен отдельный ад. Ибо образование - это всегда ответственность самого студента. Сейчас есть интернет, любую книгу можно выписать откуда угодно, есть тонны курсов, мастер-классов, всегда можно обратиться к любому педагогу… но большинство считает, что спать на лекциях - это оно и есть. Странно, что никто не торопится давать за дипломы самые лучшие места. Наверное, поэтому люблю заочку больше очки, тут выбора нет, либо сразу в профессию влетаешь, либо просто зря тратишь время.

Но вернусь к режиссуре. Есть шикарное выражение Райкина: «суть режиссуры - сделать так, чтобы зрителю было интересно. Все остальные рассуждения от лукавого». Убедилась в этом полностью. Наш мастер - великий человек и театральный деятель делает всё, чтобы эта простая истина дошла до наших тупых неопытных мозгов, он терпеливо объясняет нам, как же собственно делается интересно зрителю. И это борьба. Серьёзная причём. Приходится бороться с собой и кучей всего остального, мнением «значимых» людей, РПЦ, правительства и министерств, папарацци и СМИ, финансистами и прочей фигнёй. Но главное - это непобедимое желание артистов «пойти домой» и мнение дирижёра (а иногда и самого композитора) о том, как тебе работать с данным материалом. Тут, как и в журналистике, очень важно быть готовым ко всему, знать ответы на все вопросы и уметь правильно отстаивать своё мнение.

И вот он важный момент - отстаивать мнение важно правильно! А что это значит? Это значит - помнить, что работаешь с людьми, а не с вещами или на худой конец со скотом. В режиссуре нет понятия правильно сделанная работа или неправильно, есть либо выигрышный проект, либо проигрышный. Тут опять романтизация профессии выбивает из рядов самых слабых. Выбирать материал, конечно, желательно тот, который самому очень нравится, иначе хорошо не сделать. Но тут принципиально важно просчитать риски и возможности. Ну нельзя поставить мюзикл на артистов драмтеатра или оперы, невозможно. Выбрав материал - всегда важно думать, КТО этот материал будет работать, есть ли у тебя артисты подходящей фактуры и соответственного уровня? На сессии это было главной проблемой у приезжих моих однокурсников. В чужом городе у них нет знакомств и связей, есть только курс, уж такой какой есть. И пытаться прилепить на него материал, который никто на нём осилить не в состоянии - глупейшая ошибка, которую не то что режиссёр, а в принципе взрослый человек себе позволить не может. В итоге большинство этих номеров рассыпались и даже не попали в экзаменнационный показ. И ладно учёба, жизнь то она как раз точно такая же. Вот у тебя театр с таким-то набором артистов, если это не проект с кастинговой системой, то разумнее отказаться от постановки неподходящего на данный коллектив материала, нежели пытаться всех как-то к нему приладить.

Есть ещё один очень важный момент - мотивация и этика. Артист всегда хочет только одного, он хочет денег и домой. Особенно, если он давно в профессии и буйство юношеского энтузиазма в нём давно отыграло. Важный вывод, который я вынесла с постановок - никого нельзя заставить делать хорошо то, что ему не нравится. Заставить сделать можно, а вот сделать хорошо - нет. От этого проект всегда будет только проигрывать. Значит важно заразить людей своими идеями, накачать их материалом, увлечь, увести. И отпустить… если с кем-то этого не сложилось. Орать, требовать, угрожать наказаниями или увольнением - это мразишь. А именно так пытались ставить свои номера некоторые мои однокурсники. Дисциплина - это другой вопрос. Но и тут всё зависит от тебя. Актёр - эталон человеческого поведения в обществе, режиссёр - эталон для актёра. Если сам ведёшь себя как капризная истеричка, хабалка и т.п., сам сидишь в телефоне на репетициях, жалуешься вышестоящему руководству на отдельных личностей, опаздываешь и позволяешь себе приходить неподготовленным, чего ожидать от «дружного» коллектива артистов? Это жестокие люди, которые думают в первую очередь о себе, а не о тебе или твоём проекте. У них свои цели и своя правда. И об этом важно помнить. Если не хочешь проиграть. А проигрыши в таких профессиях стоят очень дорого - миллионы, репутация и будущее.

Если говорить конкретно про свой курс, то всё происходящее на нём совершенно нормально. В отличие от актёрских факультетов у режиссёров нет задачи выпускать поток (иначе, где потом все эти люди будут работать и зачем?). До диплома если хоть 5 человек дойдёт - это уже успех.

Чего собственно я сама жду от этой профессии? Наверное тоже романтизирую. Хочу изменить музыкальный театр - сделать его глубже и объёмнее. Как часто за весёлыми песенками и танцами люди просто не замечают серьёзных тем, вопросов и проблем, которые поднимаются. Искусство создано для развлечения. Но важно помнить, что развлечение - это тоже искусство, а не досуг для быдла.

Театр, РГИСИ

Previous post Next post
Up