Есть такой спектакль 2015 года выпуска - «Белый. Петербург». Я сходила на него уже 15 раз. Сходила бы больше, если было столько времени. Но пока так. Много ли я знаю людей способных хотя бы 2 раза сходить на один и тот же спектакль? Практически нет, а если и да, то это очень особенные люди. Почему в пример приводится именно этот спектакль? Потому что в отличие от, например, такого популярного «Бала вампиров» это спектакль совершенно другого уровня. Это не просто качественное профессиональное шоу. Для понимания «Белого. Петербурга» необходимо быть хорошо образованным воспитанным зрителем, иначе ничего не понять, хотя всё равно будет интересно. Но даже если ты суперобразованный и воспитанный зритель, всё равно понадобиться сходить на него несколько раз. Это как с великими литературными произведениями. Того же Булгакова или Достоевского можно перечитывать сотню раз, прекрасно понимать и всё же, каждый новый раз будет открывать что-то неожиданное и более глубинное. Сам Андрей Белый далеко не рядовой писатель, до него, как и до Бродского надо дорасти в духовном и интеллектуальном смысле. Роман «Петербург» - это вообще по праву один из шедевров мировой классики. Язык, мысль, посыл, стиль, вкус, выводы…. Там прекрасно всё, вообще всё. Прекрасно, потому что сколь бы тебя не касалась эта тема, а рвёт она за те самые струны. Впрочем, этот роман и этот спектакль стоят отдельной целой исследовательской работе, речь о другом.
Современный театр находится ни на подъёме, ни в упадке. Скорее в ахуе. Ибо та экономическая, политическая и культурная ситуация, которая складывается в нашей стране, пробила самое днище. Режиссёры бегают в ужасе и не знают, как ещё привлечь инвестиции в театр, убивая весь свой талант на внешнюю атрибутику и развлекательную направленность. Я их не виню, знаю как трудно. Хочется высокого искусства всем, но и жрать тоже всем хочется. Так что сегодняшний театр по большей части это - шоу, голые хуи, гомосятина, спецэффекты и типа нихеранепонятно-сойдёмзаумных. Всё это делается в угоду зрителю, выросшему на телешоу, ютубе и купленных дипломах. Спектаклей ставится по 20 штук за сезон, потому что никто не пойдёт на один и тот же спектакль больше 1 раза. Конечно, это и экономически оправдано, ибо не у каждого найдётся лишние тыщи 3 каждую неделю по театрам разгуливать. Поэтому творится хаос. В таком режиме работы несчастные артисты, вынужденные на месяц сократить свой отпуск и до минимума урезать выходные и свободные дни, превращаются в машины, которые не способны передавать великое искусство изнутри. Всё это мы уже проходили. Но время ничему не учит. Видимо.
Со мной многие спорили, что образование - это фигня. Зачем врачу знать кто такой Пушкин, главное, что врач хороший. Значение искусства в нашей стране давно сведено на нет. То, что искусство выправляет людей, заставляет их думать, мыслить, чувствовать никому даже в голову не приходит. А ведь это важные качества для любого человека, в какой бы профессии он ни был богом. Интеллигентность она в человечности, в глубине мысли и чувства, а не в названии специализации. Сегодняшним артистом восхищаются, потому что его рожа на афишах висит и по телеку светит. А ведь восхищаться им можно лишь потому, что он несёт на себе тяжёлый крест - передавать высшую духовную жизнь человечества. Если несёт, конечно, а не пашет как машина в индустрии шоу-бизнеса.
В том, что так сложилось, не виноват, ни зритель, ни театральный деятель. Но это провал. Не театр нужно подгонять под зрителя, а зрителя под театр. Тогда и не понадобится таким миллионных вливаний на бестолковые фееричные шоу. Настоящее искусство всегда было элитарно, и никакая уравниловка не смогла этого опровергнуть. Даже если человек недостаточно воспитан и образован, соприкасаясь с великим, он чисто интуитивно тянется к развитию, к прекрасному. И в этом миссия искусства, а не снобизм. Нужно научить зрителя, смотреть, слушать и воспринимать. Не мельком, не мимоходом, реагируя на красочную картинку (прям как новости в вк), а серьёзно и глубоко воспринимать происходящее вокруг.
Моему соседу «Белый. Петербург» не понравился. Потому что тема ему эта неинтересна. Забавно, но темы он просто не увидел. «Петербург» не о революции, восстаниях, произволе и терроризме, он о том, что волнует каждого - о доме, о любви, о жизни, смерти, духовной сущности человека, его праве и границах. Когда мы писали монологи для спектакля «INSIDE», мне тоже было сложно. Мне не интересна тема наркотиков вообще. Но мы написали спектакль не о наркотиках (хоть нас и просила администрация города), мы написали спектакль всё о том же - о доме, о любви, жизни, смерти, духовной сущности человека. Мы хотели рассказать людям о природе зависимости и поисках света. Мы не хотели говорить о вещах бытовых и незначимых. Увы и ах, нашей политике - причина наркомании и криминала отнюдь не в наркотиках. Каждый монолог начинается со слов «я люблю…». Теперь я серьёзно думаю, смогут ли зрители это понять. Не потому что тупые, потому что нас не воспитали воспринимать искусство. Но зрителя, конечно, зацепит. Зацепит, что главный герой в конце умирает, героиня трогательно прощается с ним и все в слезах… Терпеть не могу давление на слабый нерв. Неважно, умрёт этот герой в конце или нет, важно ровно всё то, что было до. На предпремьерный показ придёт особенный зритель, все воодушевлены. А потом… потом всё превратиться в тупую отработанную машину… чувствую.