О подпункте "в" пр. 11 Положения 1956 года - для carl_avri

Nov 05, 2009 19:04


Прошу прощения за задержку с ответом и возможную нескладность в выражении мысли: времени у меня сейчас немного, а вопрос действительно важный. Отвечу по возможности кратко. - Конечно, в своих размышлениях по поводу сложившейся церковной ситуации в РПЦЗ я учитываю подпукнт "в" правила 11 Положения 1956 года.
Скажу более - свое мнение я прямо и основываю на этом подпункте, как на одном из базовых для выражаемой мною позиции. Как видно из текста разсматриваемого Положения (и его концепции в целом) указанное в названном подпункте полномочие, - ведение вопросами общецерковного значения, - оно усваивает не всякому собранию епископов вообще, хотя бы и именуемому "Архиерейским собором", но такому их Собору, который обладает рядом вполне определенных - формальных признаков. Условие наличия этих признаков у Собора, несмотря на их - возможно "кому-то" и кажущуюся лишь - "внешнюю формальность" или малозначимость, определено Положением в качестве одного из критериев истинной соборности. Что это за признаки? - Это признаки, соответствующие статусу Совершенного собора, как он именуется в священных канонах Кафолической Церкви. Они указаны, в частности, в 5 и 8 правилах Положения[1].
Итак, согласно Положению, полномочным в отношении всей РПЦЗ (т.е. обладающим ведением вопросами общецерковного характера) является Собор епископов во главе с Первоиерархом в сане Митрополита, действующий при наличии в РПЦЗ и иных, предусмотренных названным церковно-юридическим документом, институтов (учреждений) соборного управления Церкви. Таким образом, Положение (в отличие от недействительного с момента его принятия - "Временного положения") всецело и истинно, как это и декларируется в его 4 правиле, корреспондуруется со священными канонами, в частности, с канонической нормой 20 правила Антиохийского собора (см. мои: " Дополнения к краткому каноническому анализу...") [2].
Положение о РПЦЗ предполагает, что вопросы общецерковного характера (в том числе, внесение изменений и дополнений в само Положение - пп. "п" пр. 11) подлежат в РПЦЗ ведению только такого Собора, который по своим признакам, функциям и полномочиям равнозначен с тем конкретным историческим Собором, который принял это Положение. Более того, установлением соответствующего прецедента (правила, традиции, обычая) - действующей по умолчанию презумции невозможности принятия каких-либо "новых положений или уставов РПЦЗ", за исключением внесения изменений и дополнений в само Положение - Собор 1956 года как бы "возвышается" на всеми последующими соборами в том смысле, что определяет для них юридические признаки (границы) их преемственной связи с РПЦЗ (см. пр. 4 Положения). Конечно, тот или иной собор епископов, по крайней мере внешне - до определенного момента - имевших действительную и неразрывную каноническую связь с РПЦЗ, при прочих равных условиях (православие и каноничность), может принять какое-либо решение, имеющее для совокупности этих епископов и их пасомых "общецерковное" значение. -Такое решение и помимо Положения о РПЦЗ может быть основано на соответствующих епископской власти - общеканонических полномочиях. Однако, подчеркну: подобное решение юридически - заведомо будет: "помимо Положения о РПЦЗ", - будет свидетельствовать о факте прекращения деятельности этих епископов в качестве епископов РПЦЗ. Иными словами: для того, чтобы соответстующее решение было признано законным и каноничным (на этих общеканонических основаниях) - оно должно быть уже решением, не содержащим никаких отсылок к Положению 1956 года (чего нельзя сказать о "Временном положении"), быть в целом - никак не связанным с такой - вполне формальной - церковной организацией, как: Русская Православная Церковь Заграницей, - и уж тем более - со сферой управления в ней.
Мне же лично, вместе с архиеп. Аверкием (Таушевым) хочется верить в то, что: "...эта Церковь, несмотря на все нападки, явные и тайные гонения против нее, в том или другом виде <об этом в следующем абзаце - В.З.>, должна и будет существовать - или до возстановления законной Высшей Церковной Власти в освобожденной от ига богоборцев России - или до конца мiра сего и второго пришествия Христова".
Вот почему, в настоящий период "церковных нестроений" и вплоть до начала функционирования Совершенного собора, для сохранения своей преемственности РПЦЗ - наличному епископату необходимо осуществлять церковное управление (здесь отнюдь не о полной независимости в церковной жизни вообще!) лишь в пределах принадлежащих им епархий (округов), как это предусмотрено и действующим Положением[3] и канонами Церкви. (В Российской Церкви имеется и освященный исповедничеством и мученичеством исторический прецедент - указ митрополита Агафангела (Преображенского), предусматривающий почти полную самостоятельность в церковном управлении для каждого епархиального архиерея). В этом смысле, "Определение Архиерейского Собора о временном порядке осуществления управления Русской Православной Церкви Заграницей" от 25 марта/7 апреля 2008 № 3/1/08, - несмотря на отдельные его недостатки (речь о богослужебном возношении в одном из церковных округов имени "старшего по хиротонии епископа" перед именем правящего епископа, что противоречит, в частности и п. 55 Положения[4]), - в полной мере соответствует требованиям времени и "священным канонам, церковным законам, правилам и благочестивым обычаям" РПЦЗ и РПЦ.
Сноски:
[1] "Пр. 5. Управление Русской Православной Церкви заграницей осуществляется Собором Епископов через Первоиерарха с Архиерейским Синодом и Епархиальных Архиереев"; "Пр. 8. Председателем Собора Епископов и Архиерейского Синода состоит Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей в сане Митрополита, Собором же пожизненно избранный. Членами Собора являются все архереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей".
[2] Из текста 20 правила Антиохийского собора: "...Но никому да не будет позволено составляли соборы <для решения общецерковных вопросов - В.З.> самим по себе, без тех епископов, коим вверены митрополии".
[3] "Пр. 45. Епархиальный Архиерей, как предстоятель местной церкви (епархии) пользуется по Божественному установлению всею полнотою иерархической власти, т.е. учительства, священнодействия, управления и суда в пределах своей епархии".
[4] "Пр. 55. Имя Епархиального Архиерея возносится за богослужением во всех храмах его епархии после имени Первоиерарха <и никаких - "старших по хиротонии" - В.З.>". .

Каноническое, Архиерейский Собор 2009

Previous post Next post
Up