Теперь и Богородица - "безличный" образ?

Nov 17, 2010 04:40


Прочитав сие, некто заметил:  "Замечательный пример богословского влияния Оригена и Евагрия на Востоке:)".

От себя добавлю:  с типичным для всех еретиков "духом" отношения к Лицу Божией Матери:

RE: ---Я полагаю, - считает  Дмитрий Капустин, - что это прославление по своей сути воспринималось не как прославление конкретного исторического лица (такое почитание могло бы быть весьма сомнительным с точки зрения единобожия[см. 1], но как почитание Бога в Его проявлении, то есть, того же божественного Логоса.---

Таким образом, в соответствующем месте названный еретик фактически утверждает, что с самого начала Своей новозаветной истории вся Церковь [якобы] обманулась, впала в некое двоеверие, - если не сказать шизофрению: по его же - "многослойно-капустинскому" - мнению, Богородицу Она почитает не как конкретное историческое Лицо с принадлежащими Ей Лично - Славой и Достоинством Богоматери[2], т.е. вовсе не как , - в буквальном, историческом смысле: "честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим", - а не более чем в качестве некоего... - пусть и одушевленного, но - безличного "образа" Безличного же Слова  ["христоплотоносительницы"?] (- ср. "Как во Христе мы за действиями тварного тела...", - вместо, например: "...взирая на действия осуществовавшегося человечеством Логоса"  - ВЗ, - "...стараемся увидеть нетварный Логос", - вместо (тогда) соответственно достодолжного:  "возводим ум к Его Божеству" - ВЗ, - "...так и в образе Богородицы") . При этом (по Капустину же): RE"... И молитвы Богородице - это на самом деле молитвы Логосу".

Как видим, в крайней фразе Капустин свидетельствует ни о чем ином, как о своем служебном поклонении Богородице, или скорее некоему Ее - "образу"(?) (понятие, в данном случае с одному Капустину известным точным смысловым содержанием).

Осуществляя такое, что для него вполне равнозначно, в "образе Богородицы": одновременное с ему поклонением - поклонение и служение "Логосу" (- вновь обратим внимание, как Капустин, прилагая всяческое старание сознательно избегает словосочетания: "Сын Божий" - ), этот горе-богослов, во-первых, безчестит Бога, так или иначе воздавая служебное поклонение - пусть и высочайшему среди тварей, но всё же - созданию Божию[3], во-вторых, сам же и отрицает те - соответствующие Ее Лицу - чествование и почитание Пречистой Девы, о которых в цитируемом им Слове (Усп. II. 15) говорит прп. Иоанн Дамаскин и на которые в соответствующей своей записи как-будто бы сам и соглашается, поскольку наряду с тем, что "поклоняется" сверхдолжно, в сем поклонении отрицает еще и личностный его характер.

Впрочем, следует отметить, что "капустинская система" - система вполне цельная и логически последовательная: стоило ему однажды "по-павлиниански" в своем по еретически ущербном лжемудровании обезличить Сына Божия (через понятие о Логосе, как о неипостасной [безличной] Божьей силе или проявлении [см. цит. выше]); "лишить" Его равночестного со Отцем и Духом обладания волей и энергиями[4], как вслед за этим он логически неизбежно пришел к "стиранию" и у Пречистой Матери Божией Ее истинных: Лица, славы и всечестного достоинства.

Не удивлюсь, если через некоторое - скорее всего непродолжительное - время (ибо ересь так или иначе всегда быстро прогрессирует по причине активного и неотступного участия в сих делах врага рода человеческого - "лжеца искони"), для возгласителя  сего безумия окажется, что принося молитвы свт. Афанасию Великому (молясь пред его иконой), на самом деле мы молимся и приносим их... свт. Кириллу Александрийскому (или что-то под.).

Но да избавит нас Господь подобного объюродения и равно и всяческой лжи, и наставит нас на всякую истину, а в ней направит к деланию заповедей Своих - молитв ради Пречистыя Своея Матери и всех Своих святых. Аминь.

Примечания:
---------------------------------------------------
[1] - Типичная для Д. Капустина ложная "посылка - основание", характерная для всей "системы" его "хулословстования".
Между тем, для всего православного мира никогда не было и не будет проблемой - "с точки зрения единобожия" - "достойно блажити" и Богородицу, воздавая Ей истинные -  чествование и почтение.

[2] "Подлинно обрела Ты благодать, - достойная благодати" (Прп. Иоанн Дамаскин: Слово на Усп. 1.8).
      "Как же назовем Тебя, Владычица? Какими словами [к Тебе] обратимся? Какими похвалами увенчаем Твою священную и препрославленную главу, Подательница благ, Дарительница богатсв [духовных], украшение рода человеческого, слава всей твари, через Которую та обрела подлинное блаженство. И Кого не вмещала тварь прежде, вместила благодаря Тебе, и на Кого не в силах была взирать, благодаря Тебе смотрит открытым лицом, как в зеркало (2 Кор. 3, 18)" (Его же: Усп. 1,3).
      "...без внимания оставили мы многие, а может быть, некоторые и оставляют без внимания, слова Мариам; но дело, которое открывается вслед за Ее словами, должно пробудить все внимание каждого мыслящего. Во дни творения мира когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, - слово Творца производило в мир твари; но в сей безпримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное: буди, - едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось - слово твари низводит в мир Творца (Свт. Филарет, митр. Московский: Слово в день Благовещения Пресв. Богородицы). 
      "...И этот Великий Совет (см. Ис.9:6) - как называет его Исайя, возвестил Бог, а утвердила его Дева. Так, что воплощение Слова было делом не только Отца, нашествия Духа и осенения Силы, но также и (делом) воли и веры Девы. Ибо как без участия (Трех Божественных ипостасей) решение о воплощении (Слова) не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содествия Ее веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлен (Св. Николай Кавасила. Слово на Благовещение, IV).
         " И Она оказала это благодеяние не только людям, но и [всему] этому миру, и хотя небо поставлено пределом благодеяний, но и этот предел она перешла, покрыты были небеса величием (ср. Авв. 3:3). Ведь и Ангелам, самим Началам и Властям она послужила во благо, и для них испустила свет, им дала возможность стать премудрее и чище, и лучше, нежели прежде, познавать Божию благость и премудрость. Ведь многообразная премудрость Божия через Нее была открыта Началам и Властям; и бездну богатства и премудрости и ведения Божия (см. Рим. 11:33) как бы через очи или свет Блаженной увидели все. Она явилась единственной путеводительницей для всякой души и всякого разума к достижению божественной истины" (Его же: Слово на достопокланяемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы) .

[3] Иименно такого почитания Матерь Божия и избегала в течение всей Своей земной жизни, прилагая к тому все Свое тщание и являя при этом высшую степень возможного для создания Божия смирения - отчего так немного сведений и содержится о Ней в тексте Нового Завета.

[4]  По Л.П. Карсавину (динамические) монархиане-модалисты понимали, что само дело веры требует, что Иисус Христос должен быть Богом. Но если, - рассуждали они, - Христос был Богом, надо во избежание двоебожия отождествить Его с Отцом. - "Христос был Богом и пострадал за нас, сам будучи Отцом. Иного говорить не можем". 

Анти-капустиниада, Внимание: ересь!

Previous post Next post
Up