Адресую хулителю Бога и Церкви (Священного Предания) - Д. Капустину:
RE: "Староникейский оригенизм" и "староникейский антиоригенизм" сосуществовали в староникействе.
Ваша беда, а при дальнейшем коснении - неминуема и окончательная погибель, - в том, что Вы в своей поистине гнилой концепции (см. цитату выше): "домостроительство" Пресв. Троицы
не отличаете от внутри-Троичного бытия, а ведь именно о внешних проявлениях Бога, именно об отношении Троицы к тварному и идет, прежде всего, речь, в приведенном Вами отрывке. Неужели это до сих пор Вам не ясно? - Оставьте же злочестивое упорство (уж сколько народу Вас "вразумляло", да Вам всё нипочем: для всякого читающего полемику с Вашим участием становится очевидной крайняя степень Вашего тщеславия и высокоумия, уже доведшая Вас до - пусть и "вкрадчивой" по тону но - явной по содержанию хулы на св. Отцов [*],
догматического противопоставления мнения одних святых мнениям других,
открытого недоверия Св. Преданию, т.е. до хулы на Духа) и вчитайтесь же, наконец, в слова:
(Свт. Афанасий Великий:)
--- А поелику Отец есть свет, и Сын - сияние Его (нам особенно неленостно неоднократно повторять об этом одно и тоже), то и в Сыне можно усматривать Духа, которым просвещаемся… Когда же просвещаемся Духом, тогда просвещает нас Им Христос… И еще, поелику Отец [т.е. если мы так назовем Его - В.З.] есть источник, а Сын [нами, тварными созданиями - В.З.] нарицается рекою, то о нас говорится, что пьем Духа… И еще, поелику Христос есть истинный Сын, то мы, прияв Духа, всыновляемся… А всыновляемые Духом, как очевидно, о Христе именуемся чадами Божиими…---
Вы всё ратуете за некую реконструкцию "староникейства", а на деле вынаруживаете сердечный залог своего неприятия Бога, как Бога покланяемого в Троице равночестных и равнославных Ипостасей (а не так, чтобы две Ипостаси были не более чем "существенными свойствами", или
нетделимыми акциденциями одной из Ипостасей), чего - в истине Православия пребывающие - Отцы-староникейцы никогда не делали, - тому пример приведенные на этой странице, в том числе и Вами, цитаты из свт. Афанасия, - хотя бы терминологически четко и не всегда различали в своей полемике с еретиками вышеуказанные мною аспекты. Четкое терминологически выверенное различение - слава и заслуга святых "новоникейцев", отнюдь не их недостаток. - Окститесь, батенька!
О
злонамеренно исповедуемой Вами
возможности причастия Св. Духа, как Ипостаси (что собственно есть извод евномианства),
в противовес по сути[**] , а не в терминологии тому, о чем писал св. Григорий Палама, сам святитель Вам и ответит:
«Вдобавок к прочим нечестиям, Акиндин - какое безумие! - ставит себя выше Одного Единственного Христа, говоря, что он соединяется со всей полнотой Бога: и с сущностью, и с энергиями, и с тремя Божественными Ипостасями. Если же он говорит, что через Одну из Ипостасей соединяется со всей полнотой Божества, и с Божественной сущностью, и со всеми Божественными энергиями, то тем самым утверждает, что он не отличается от Христа. Но сильный в богословии Григорий, задолго до этого опровергая этих помешанных болтунов, сказал: "Христос [Помазанник] по Божеству, ибо это помазание освящает человечество [Христа] не энергией, как у других помазанников, но присутствием всего Помазующего"<вот что значит «во плоти Христа обитала вся полнота Божества» - В.З.> В этом вполне согласны все богомудрые Отцы, точно так же, как и мы показали, что Божество вселяется в очистившихся должным образом, а не [просто] по природе. Таким образом, не по сущности и не по какой-либо Ипостаси человек делается причастником Бога. Ибо ни одна из них никак не разделяется и вообще никаким образом не передается. И поэтому Бог совершенно невместим, хотя и находится повсюду. Общая же Божественная сила и энергия триипостасной природы творит вовне и делится на тысячи, ибо Бог всемогущ. Итак, многие через нее соединяются с Богом, многими различными способами приобщаясь Ему. И часть энергии снова делится, по словам Златоустого Отца. И по Василию Великому: "Дух Святой не единой мерой сообщается святым, но в соответствии с верой разделяет энергию, Он прост по сущности, но многообразен по силам"» (свт. Григорий Палама. Феофан, или о божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности).
Цит. <Д. Капустин>:
[*] - "
Я полагаю, что св. Василий Великий реинтерпретирует текст никейского определения, придавая слову «сущность» значение общего бытия. При такой реинтерпретации содержание определения меняется коренным образом при сохранении внешней формы, то есть, буквы";
(О Василии Великом, коего Церковь именует Великим Вселенским Учителем и Святителем:)
- "...
его неприятие богословия Маркелла обусловлено господствовавшей на востоке традицией Оригена и арианствующих, в которой Сын Божий существует как ипостась и до рождения от Девы Марии [характерная для "капустини-адской системы" подмена понятий: Д. Капустин вначале именует Православие "арианством" (у него это ="новоникейству"), а затем "удручается" об отвержении истинным Православием некоего измышленного им извода "староникейства" (так ему - в его извращенном восприятии - представляется), который-то и есть действительное арианство, а если точнее: представляет собой смесь сопряженных с ним модалистких еретических доктрин. - В.З.]";
- "...господство арианства на востоке стало настоящей катастрофой для христианства, последствия которой сохранились и после осуждения арианства [здесь уже прямая и открытая хула на Церковь Божию - В.З.]".
[**] - "...вместо божественной энергии оказываются Сын и Святой Дух. Отдельной от Отца сущности Они не имеют..."
П.С. Как в Православии, так собственно и в контексте "капустинианства": быть энергией, как проявлением сущности, значит и не являться, и собственно не обладать сущностью (ибо не качество обладает предметом, а предмет качеством). - Применяя соответствующее "богословие" к Сыну и Духу (назовем его: "динамическим подобосущием"), и именуя это - "староникейством", Д.Капустин лишь свидетельствует о своем впадении в ту самую
глубокую яму, в которую в одной из своих записей он мнил поместить свт. Василия Великого, а с ним и собственно Православие.
И сие суть следствие непреложного духовного закона: хула твоя неизменно на твою же главу и обратится!