Aug 28, 2009 11:10
Вчера приобрел новый необычный опыт: посмотрел балет «Болт» Дмитрия Шостаковича в постановке Алексея Ратманского прямо из Московского Большого театра. Но было это в кинотеатре «Рига». Уже второй сезон у нас в Риге стали приобщаться к мировой практике - показывать к кинотеатрах прямые трансляции с мировых оперных сцен. В «Форум-Синема» трансляции идут из Нью-Йоркской «Метрополетен Опера», а в кинотеаре Рига из Миланской «Ла Скала». Единственный минус - цена. В «Форуме» билет стоит 14,80. Я, конечно, понимаю, высокие технологии и т.д., но все же, по моему мнению, цена для трансляции, пусть и прямой, должна быть более умеренной и доступной. Хотя, что касается доступности, почти все билеты на будущий сезон (а это 9 трансляций) были распроданы еще летом.
Но вчера была не прямая трансляция, а просто видеозапись запись спектакля высокого разрешения, специально для показа в кинотеатрах. И цена была соответствующей - 6 Ls. Я пока не знаю, как смотрятся 3-х часовые оперы на экране, но балет смотрелся просто замечательно. Отсутствие непосредственного присутствия отчасти компенсировал хороший звук и профессиональная видеорежиссура с крупными планами, что позволяло не только смотреть, но и рассматривать постановку во всех ее подробностях.
Могу сказать одно - это было просто великолепно, и в очередной раз подтверждало композиторский гений Дмитрия Шостаковича, которого я люблю уже давно. Быть может даже стоит немного «упрекнуть» композитора в том, что для балета эта музыка слишком оригинальна, самодостаточна и невольно перетягивает на себя внимание. Сама постановка тоже была на высоте. Очень эффектная и потрясающая по своей сложности и наполненности сценография, выдержанная в стиле советского индустриального конструктивизма (болты, заклепки, острые углы, резкие линии), волшебный свет Глеба Фильштинского (он ставил свет и в некоторых спектаклях в нашей Русской Драме, что тоже всегда вызывало восхищение), множество очень своеобразных и эффектных, но стилистически выдержанных костюмов... в общем, постановка, что называется, по-русски богатая. Но именно в хорошем смысле, потому что чувствуется стилистическая цельность всего, что происходит на сцене, и это вызывает соответствующий эмоциональный отклик, не смотря на то, что это все же всего лишь видео запись, а не живое представление.
Ну и, конечно, нельзя не сказать о хореографии Алексея Ратманского, которая изящно решает непростое, как мне кажется, либретто этого балета и очень органично подходит для весьма хореографически сложной музыки Шостаковича. Ну а о мастерстве солистов и кордебалета, которое для «Большого» - явление просто обычное, можно даже и не говорить. Массовые сцены действительно поражают своей целостностью и неповторимым рисунком танца, который некоторые критики сравнивают с легендарной хореографией Игоря Моисеева.
Вообще, когда я читал либретто, я не знал, что мне делать, смеяться или плакать. Настолько не соответствовала эта история вообще понятию «балет». Я решил полностью поместить либретто в конце поста, оно стоит того, чтобы его прочитать. Сейчас же эта история в этой постановке воспринимается как очень эффектный, немного безумный, советский индустриальный конструктивистский сюрреализм. Не больше, не меньше. Как показатель успеха, у меня после окончания балета сразу же появилось желание посмотреть его еще раз. Но, увы, повторов не предусмотрено, а жаль.
Про сам балет еще хочется сказать, (цитирую программку) что он был написан Дмитрием Шостаковичем в 1930 году и выдержал ровно одно представление - в Лениградском театре оперы и балета им. С.В. Кирова 8 апреля 1931 года. Критика объединилась во мнении, что, не смотря на актуальность сюжета, повествовавшего об угрозе индустриального саботажа и обещании индустриализации всего Советского Союза, музыка балета и исполнение слишком поверхностны.
Дмитрий Шостакович.
Болт.
Балет в двух действиях
Действие I
Картина 1
Утро на заводе начинается с зарядовой гимнастики. Один из работников не попадает в такт - это Денис. Все его мысли заняты разрывом с Настей. Между ними происходит нелегкий разговор.
Рабочие готовятся к пуску нового цеха. Правильность установки машин проверяют Чертежник, Техник-наладчик и Машинистки. За ними с последним формальным осмотром следуют Директор завода, Главный инженер и делопроизводитель Козельков, личность неоднозначная. Пока идет торжественный митинг, уборщицы наводят в помещении чистоту. Ленточка разрезана - цех пущен.
Денис прекращает работу у своего станка, чтобы перекусить. Ударник Ян идет к телефону и сообщает об этом в дирекцию. Дениса выгоняют с работы. Освободившееся место у станка занимает Настя, которая возмущалась больше всех.
Картина 2
Расстроенный Денис отправляется в пивную, где хозяйничает Опара. Среди посетителей не работающие на заводе Манька Фарт, Иван Штопор и Федор Пива, а также неразлучные Фикус и Пачули. Появление Козелькова с приятельницами вызывает у Дениса бурную реакцию, ведь тот участвовал в его увольнении. Вслед за ними в пивную заходит Настя. Она чувствует неловкость перед Денисом, но готова с ним поговорить, как комсорг. В ответ Денис только грубит. Вбегает Ян. Хочет поговорить "по-мужски", но оказывается на полу. Денис чувствует себя победителем.
Незаметно подошел вечер. Денису приходит мысль подложить в станок болт, тогда работа ненавистного цеха остановится. Он попробует это осуществить при помощи беспризорника Ивашки. Завсегдатаи пивной радостно приветствуют эту идею.
Действие II
Картина 3
Работа в цеху закончена, рабочие расходятся по домам. Денис с Ивашкой крадутся к дверям завода. Их план нарушен появлением Яна, который замечает тень парнишки и кидается в цех. В этот момент происходит короткое замыкание. Денис вызывает охрану и сообщает, что это Ян заложил болт. Вбежавшая Настя видит, как арестовывают Яна. Она в растерянности.
Ивашка, чувствуя свою вину, не согласен с таким поворотом дела и рассказывает правду. Дениса забирает охрана. Настя просит Яна простить ее за сомнение. Теперь Ивашка под руководством Насти и Яна может сделаться человеком. Для него начинается новая жизнь.
Картина 4
Все дальнейшее действие происходит во сне. Ивашка видит себя спасающим морской флот от диверсанта, среди бойцов Красной Армии…
Дальнейшая судьба героев балета неизвестна.
кино,
театр,
балет,
музыка