«Болт» Дмитрия Шостаковича прямо из «Большого» в Риге

Aug 28, 2009 11:10

Вчера приобрел новый необычный опыт: посмотрел балет «Болт» Дмитрия Шостаковича в постановке Алексея Ратманского прямо из Московского Большого театра. Но было это в кинотеатре «Рига». Уже второй сезон у нас в Риге стали приобщаться к мировой практике - показывать к кинотеатрах прямые трансляции с мировых оперных сцен. В «Форум-Синема» трансляции идут из Нью-Йоркской «Метрополетен Опера», а в кинотеаре Рига из Миланской «Ла Скала». Единственный минус - цена. В «Форуме» билет стоит 14,80. Я, конечно, понимаю, высокие технологии и т.д., но все же, по моему мнению, цена для трансляции, пусть и прямой, должна быть более умеренной и доступной. Хотя, что касается доступности, почти все билеты на будущий сезон (а это 9 трансляций) были распроданы еще летом.

Но вчера была не прямая трансляция, а просто видеозапись запись спектакля высокого разрешения, специально для показа в кинотеатрах. И цена была соответствующей - 6 Ls. Я пока не знаю, как смотрятся 3-х часовые оперы на экране, но балет смотрелся просто замечательно. Отсутствие непосредственного присутствия отчасти компенсировал хороший звук и профессиональная видеорежиссура с крупными планами, что позволяло не только смотреть, но и рассматривать постановку во всех ее подробностях.

Могу сказать одно - это было просто великолепно, и в очередной раз подтверждало композиторский гений Дмитрия Шостаковича, которого я люблю уже давно. Быть может даже стоит немного «упрекнуть» композитора в том, что для балета эта музыка слишком оригинальна, самодостаточна и невольно перетягивает на себя внимание. Сама постановка тоже была на высоте. Очень эффектная и потрясающая по своей сложности и наполненности сценография, выдержанная в стиле советского индустриального конструктивизма (болты, заклепки, острые углы, резкие линии), волшебный свет Глеба Фильштинского (он ставил свет и в некоторых спектаклях в нашей Русской Драме, что тоже всегда вызывало восхищение), множество очень своеобразных и эффектных, но стилистически выдержанных костюмов... в общем, постановка, что называется, по-русски богатая. Но именно в хорошем смысле, потому что чувствуется стилистическая цельность всего, что происходит на сцене, и это вызывает соответствующий эмоциональный отклик, не смотря на то, что это все же всего лишь видео запись, а не живое представление.

Ну и, конечно, нельзя не сказать о хореографии Алексея Ратманского, которая изящно решает непростое, как мне кажется, либретто этого балета и очень органично подходит для весьма хореографически сложной музыки Шостаковича. Ну а о мастерстве солистов и кордебалета, которое для «Большого» - явление просто обычное, можно даже и не говорить. Массовые сцены действительно поражают своей целостностью и неповторимым рисунком танца, который некоторые критики сравнивают с легендарной хореографией Игоря Моисеева.

Вообще, когда я читал либретто, я не знал, что мне делать, смеяться или плакать. Настолько не соответствовала эта история вообще понятию «балет». Я решил полностью поместить либретто в конце поста, оно стоит того, чтобы его прочитать. Сейчас же эта история в этой постановке воспринимается как очень эффектный, немного безумный, советский индустриальный конструктивистский сюрреализм. Не больше, не меньше. Как показатель успеха, у меня после окончания балета сразу же появилось желание посмотреть его еще раз. Но, увы, повторов не предусмотрено, а жаль.

Про сам балет еще хочется сказать, (цитирую программку) что он был написан Дмитрием Шостаковичем в 1930 году и выдержал ровно одно представление - в Лениградском театре оперы и балета им. С.В. Кирова 8 апреля 1931 года. Критика объединилась во мнении, что, не смотря на актуальность сюжета, повествовавшего об угрозе индустриального саботажа и обещании индустриализации всего Советского Союза, музыка балета и исполнение слишком поверхностны.

Дмитрий Шостакович.
Болт.
Балет в двух действиях

Действие I
Картина 1

Утро на заводе начинается с зарядовой гимнастики. Один из работников не попадает в такт - это Денис. Все его мысли заняты разрывом с Настей. Между ними происходит нелегкий разговор.
Рабочие готовятся к пуску нового цеха. Правильность установки машин проверяют Чертежник, Техник-наладчик и Машинистки. За ними с последним формальным осмотром следуют Директор завода, Главный инженер и делопроизводитель Козельков, личность неоднозначная. Пока идет торжественный митинг, уборщицы наводят в помещении чистоту. Ленточка разрезана - цех пущен.

Денис прекращает работу у своего станка, чтобы перекусить. Ударник Ян идет к телефону и сообщает об этом в дирекцию. Дениса выгоняют с работы. Освободившееся место у станка занимает Настя, которая возмущалась больше всех.

Картина 2

Расстроенный Денис отправляется в пивную, где хозяйничает Опара. Среди посетителей не работающие на заводе Манька Фарт, Иван Штопор и Федор Пива, а также неразлучные Фикус и Пачули. Появление Козелькова с приятельницами вызывает у Дениса бурную реакцию, ведь тот участвовал в его увольнении. Вслед за ними в пивную заходит Настя. Она чувствует неловкость перед Денисом, но готова с ним поговорить, как комсорг. В ответ Денис только грубит. Вбегает Ян. Хочет поговорить "по-мужски", но оказывается на полу. Денис чувствует себя победителем.

Незаметно подошел вечер. Денису приходит мысль подложить в станок болт, тогда работа ненавистного цеха остановится. Он попробует это осуществить при помощи беспризорника Ивашки. Завсегдатаи пивной радостно приветствуют эту идею.

Действие II

Картина 3

Работа в цеху закончена, рабочие расходятся по домам. Денис с Ивашкой крадутся к дверям завода. Их план нарушен появлением Яна, который замечает тень парнишки и кидается в цех. В этот момент происходит короткое замыкание. Денис вызывает охрану и сообщает, что это Ян заложил болт. Вбежавшая Настя видит, как арестовывают Яна. Она в растерянности.

Ивашка, чувствуя свою вину, не согласен с таким поворотом дела и рассказывает правду. Дениса забирает охрана. Настя просит Яна простить ее за сомнение. Теперь Ивашка под руководством Насти и Яна может сделаться человеком. Для него начинается новая жизнь.

Картина 4

Все дальнейшее действие происходит во сне. Ивашка видит себя спасающим морской флот от диверсанта, среди бойцов Красной Армии…

Дальнейшая судьба героев балета неизвестна.

кино, театр, балет, музыка

Previous post Next post
Up