«Гадкие лебеди»

Feb 23, 2009 11:40

Странно. Я вроде бы слежу за всеми киноновинками, но все же некоторые фильмы как-то проходя мимо меня. И вот теперь, совершенно случайно я наткнулся на фильм Константина Лопушанского «Гадкие лебеди» 2006 года. Как видно из названия, это экранизация романа Стругацких. Честно говоря, Стругацких, кроме «Пикника на обочине» я ничего не читал. Как-то они прошли мимо меня. Да и «Пикник» я прочитал только на фоне «Сталкера» Тарковского, который я, кстати, уже не смотрел лет 10, хотя этот фильм занимает почетное место в моей коллекции. Поэтому помню я его довольно плохо, остался только некий эмоциональный отпечаток. Любой фильм Тарковского не может не оставить такого отпечатка. И вот теперь, посмотрев эту экранизацию, я вспомнил те ощущения от «Сталкера». Конечно, я не хочу проводить параллели, это совершенно разные фильмы, да и с Тарковским мало кто может сравниться, но тем не менее определенные ассоциации возникли. Но не буду сейчас о «Сталкере», напишу о нем, когда пересмотрю, а это будет, думаю уже на днях. Этот фильм подтолкнул меня к этому.

Пока еще ничего не читал про «Лебедей». Специально. Захотел сначала написать этот пост, чтобы не искажать собственное впечатление чужими мнениями и информацией о фильме. Что я могу сказать. Замечательный фильм. Тонкий, стилистически выдержанный, в тоже время мощный и сильный, и бесконечно трогательный и... безысходный. Он, в общем-то, довольно незамысловат по содержанию. Уже предвижу, как любители Стругацких будут кидать камни в сторону этой очередной плохой, на их взгляд, экранизации. Но как можно вообще не понимать, что глупо сравнивать совсем разные по форме жанры - литературу и кино? Они не сравнимы в принципе. И, конечно же, экранизация, посмотренная после прочтения оригинала, покажется плоской и бездарной. Это нормально. Но нужно уметь абстрагироваться и понимать, что у разных жанров свои законы существования, и сравнивать их один к одному просто невозможно. Фильм получился довольно простой, но в тоже время, я бы сказал, бесконечно экзистенциально пронзительный. Не могу сказать, что он заставляет о чем-то задуматься, особых глубоких и новых мыслей для размышлений в нем нет, по крайней мере, для меня, но в нем есть то, что так редко бывает в современных фильмах - он заставляет сопереживать! Он заставляет жить там - за экраном и сопереживать не просто эмоционально, а сопереживать глубоко, обдуманно и очень искренне.

Я, как обычно, ничего не хочу говорить о сюжете. Кому интересно - посмотрят фильм. Скажу лишь, что фильм о том, как ведут себя люди, когда сталкиваются с неким чудом, с нечто необъяснимым, с чем-то, чего они не в состоянии понять из-за своей врожденной ограниченности. И это непонимание, увы, порождает только одно - агрессию. Потому что ограниченный человек (или человечество в целом), во всем, что непохоже на него самого, будет видеть только опасность для собственного существования, не понимая, что, возможно, столкнулся как раз с тем самым объяснением и смыслом этого самого существования.

Еще фильм затронул во мне тему, которая мне очень близка с самых ранних лет. Это - ощущение глубокого внутреннего одиночества. Одиночества среди людей. Потому что, глядя на них, понимаешь, что все они где-то безумно далеко от тебя, в своих проблемах, жизнях, переживаниях. И все эти переживания кажутся далекими и странными, и от этого у тебя внутри возникает чувство глубокой экзистенциальной тоски. Тоски по чему-то безумно светлому, высокому, глубокому, настоящему. Это чувство - следствие какой-то непохожести на всех, или, по крайней мере, на большинство окружающих, а люди не любят, когда себя противопоставляешь им, со всем вытекающими отсюда следствиями, а вернее - последствиями. Я, говоря все это, описываю себя прошлого, 10-летней давности. Сейчас этого ощущения, этой тоски, уже нет, может быть только некоторые её остатки. Хотя, и за эти 10 лет были очень сложные времена, когда казалось, что этот, обретенный смысл, вновь начинает ускользать от тебя, как песок сквозь пальцы. Но все же тоска и депрессия проходили, наверное, потому, что мне все же удалось найти то, к чему я всегда чувствовал подсознательное стремление. Некий путь, некоторый вектор движения. Да, двигаться по этому пути безумно тяжело, безумно долго и сложно. И от черепашьей скорости иногда наступает отчаяние. Но все это неважно, потому что все это - частности, и никто не говорил, что будет легко. Но, самое главное - есть свет, есть цель, есть то, к чему я иду и я знаю, что я иду в верном направлении. Хотя, может быть слово «знаю» и звучит несколько самоуверенно, но я специально не использовал слово «верю». Диалектика между «знаю» и «верю» - сложная и нескончаемая для меня тема, но она выходит за пределы этого топика. А тут я хотел лишь посоветовать всем, кто любит хорошие фильмы, посмотреть эту экранизацию. Я надеюсь, что вы не будете разочарованы.

UpDt: Посмотрел «Закрытый показ» Гордона с этим фильмом. Хорошая передача. Радует то, что практически всем, кто участвовал в дискуссии, не смотря на какие-то оговорки, фильм понравился. Только Виталий Вульф, единственный, невнятно сказал, что фильм неплохой, но у него нет пронзительности. А я выше использовал именно это слово, поэтому хочу сказать, что все люди разные. И на месте Вульфа стоило бы сказать «я не почувствовал в фильме пронзительности». Это было бы значительно более правильно, на мой взгляд.

Что еще хочу добавить в выше написанному. Я ничего не сказал о проблеме, которая также лежит в основе фильма, - о проблеме отцов и детей. Видимо, причина в том, что мне лично эта проблема не совсем близка, т.к. у меня нет, и думаю, что уже не будет детей. Кроме того, если делать противопоставление, то я, не смотря на мой возраст, скорее нахожусь в лагере детей, чем взрослых. Безусловно, эта проблема существует и она очень важна, но я не вижу ее решения на данный момент. Я скажу банальность, но всегда нужно уметь и мочь, или хотя бы попытаться понять своего оппонента, даже если в его роли выступает собственный ребенок. Только так можно избежать конфликта. Толерантность, вот ключевое слово, которое не раз прозвучало в передаче, и которое мне самому очень нравится. Нужно не гнать от себя, не закрывать глаза на что-то непонятное и чуждое, нужно быть шире своих собственных рамок, а для этого эти рамки нужно для начала осознать и увидеть. В этом, на мой взгляд, решение проблемы непонимания между поколениями в частности и между людьми вообще.

кино, телевидение, размышления

Previous post Next post
Up