ГВАРДИЯ БЕЛОГО

Oct 28, 2014 12:35

Интервью с Анатолием Белым для журнала "Ваш досуг". Авторская версия. На сайте журнала - сокращенный вариант, поэтому лучше читать здесь.

Гвардия Белого

К Анатолию Белому уже приклеилось клише «интеллектуальный мачо». Сам актер относится к этому с большой иронией.

Текст: Влад Васюхин

Кабинет без окон. Фирменный оливковый цвет. Завитушки модерна. Массивный стол. С одной стороны, ни люди, ни шумы, ни запахи не помешают разговору, с другой, как-то уж явно это выхолощенное, лишенное души помещение напоминает не чрево театра, а место для VIP-допроса или вербовки. А впрочем, где еще беседовать с актером, о котором, несмотря на всю его улыбчивость и демократичное «Толя…» при знакомстве, постоянно говорят: закрытый, загадочный, замкнутый, вещь в себе.  
-       «Ваш досуг»?.. Так вам же потребуется что-то веселое, смешное?..
-      Нет, Анатолий Александрович. Не потребуется.
Невзирая на договоренности, созвоны и прочее, он явно не настроен на интервью. По словам коллег, он вообще часто от них отказывается. Как отказывается в последнее время от ролей бизнесменов и бандитов. Вот и сейчас.
-       Что у меня в театре? Ничего. Ровным счетом. Играю старые спектакли. Говорить не о чем. Никаких информационных поводов. Совсем.
-     А как же репетиция, которая начнется через час?
-       Так это все еще в самом зачатке. Нет! Даже упоминать не хочу. Вдруг ничего не выйдет? Вдруг я уйду из этой работы? Даже не спрашивайте!
«Актерское суеверие…» - усмехаюсь я про себя. И вспоминаю строчку Пастернака: «Мне по душе строптивый норов артиста в силе…» В свои 42 Анатолий Белый именно такой и есть - в силе. Востребован. Закален трудностями. Среди ровесников, да и не только, он - из лучших. А так читать стихи, как он, вообще мало кто из актеров умеет. Но почему же темнит с новой работой? Что за секрет Полишинеля - планы МХТ на сезон озвучены. Актер и режиссер Марсьяль Ди Фонзо Бо, французский аргентинец или аргентинский француз, должен поставить на основной сцене классику - «Опасные связи» Шадерло де Лакло. Мой собеседник утвержден на роль виконта де Вальмона. А вот будет ли действие перенесено в наши дни, как это случилось в экранизации 1959 года с Жераром Филипом или останется в своем галантном XVIII веке, узнаем ближе к премьере - Белый все равно не расскажет. Как и о своих партнерах, хотя Рената Литвинова уже разместила в инстаграме фото с их первых, еще застольных, репетиций. (Как стало известно после разговора, Анатолий все-таки вышел из этой работы).
В последние годы в театре Белый брал паузу. Большую мхатовскую паузу. Объяснил это усталостью - истощился, премьеры шли одна за другой. Однако во время своего творческого отпуска он активно снимался.      
-       А вот сериал «Орлова и Александров», еще не имевший эфира, где вы сыграли знаменитого комедиографа… Он тоже, говорят, весьма закрытый был господин?
-       Да я уже устал говорить о нем! Все, что мог, рассказал, нового не добавлю, а повторяться не хочется.
И вдруг понимаешь, что это - не кокетство, и не упрямство, и не дурное настроение - улыбается же! Ему вообще некомфортно в условиях конфликта, в атмосфере напряжения - что в работе, что в быту. Просто Белый не стремится к популярности. К большим работам - да, а к ажиотажу, к тому, чтобы «быть женихом на каждой свадьбе» или «звучать из утюга» - нет. Раньше, может, и хотел, а теперь он - звезда, и вот уже восторженная зрительница спрашивает в соцсетях: «Подскажите, пожалуйста: какого цвета глаза у актера Анатолия Белого?»
-       Недавно вы сыграли еще одну историческую личность - Каземира Малевича в фильме Александра Митты «Шагал - Малевич». С этим героем у вас есть что-то общее?  
-       Я не считаю себя знатоком живописи, и Малевич для - как высшая математика. Открыл его для себя с другой стороны. Для меня полная неожиданность: вроде бы он диктатор, человек твердый, точно вырубленный из камня, а при этом - хлебосольный хозяин. «Черный квадрат» мог бы нарисовать любой, но сделал-то это Малевич! И базу подвел, расшифровал свой язык, эту энергию формы и цвета…
При всей самокритичности и самоиронии Белый знает, правильнее сказать, с какого-то момента осознал себе цену как актеру. Произошло это благодаря театру, где мы сейчас сидим. В МХТ им. Чехова ему предлагают интереснейший материал - от Шекспира («Король Лир») и Булгакова («Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита») до МакДонаха и братьев Пресняковых. Подарки судьбы! Эти отборные роли - его «гвардия». И мы начинаем говорить о Мастере, впервые сыгранном им три года назад.
-       Понимаете, многие боятся этого романа. Опасная территория! Ну как его поставить? С какого бока подступиться? И пришел вдруг иностранец - венгерский режиссер Янош Сас и говорит: «А я это сделаю!». И пригласил меня. Я испытывал большой страх перед этой ролью. Я-то считал, что ее должен играть некий знаковый человек, герой нашего времени, а не я со своим багажом. И когда поделился сомнениями с режиссером, он ответил: «А ты играй собирательный образ, играй о них - о знаковых людях, о том же Булгакове».
-       Я очень удивился, услышав однажды по ТВ, что каждый раз перед этим спектаклем в своей гримерке или в кулисах вы «разговариваете» с Булгаковым… В вашем исполнении Мастер становится главным героем, отодвигая Воланда и его свиту. Он не подавлен. Живой, нервный. И вы с какой-то бешеной самоотдачей его играете. Это самый энергозатратный ваш спектакль?
-       Нет. Был «Король Лир» японского режиссера Сузуки, когда я думал на репетициях, что просто умру. Есть «Человек-подушка», поставленный Кириллом Серебрянниковым, вот он - самый затратный для меня.
Не так давно Белый ушел из двух популярных спектаклей, где у него были заметные роли. Объяснил Табакову, что физически не может играть, когда, на его субъективный взгляд, спектакли уже «не в той форме». Олег Павлович его понял.
-       Вы как-то сказали, что актерское дело очень забываемое, что театр - ежеминутное искусство. А были чужие спектакли, которые живы в вашей памяти до сих пор?
-       Мой педагог в Щепкинском училище, Людмила Николаевна Новикова, работала вторым режиссером у Анатолия Васильева, и благодаря ей я попадал на его легендарные спектакли. Помню до сих пор. Или, скажем,  «Чайка» в постановке Юрия Бутусова, которую я смотрел в «Сатириконе» уже четыре раза. Вообще я благодарный зритель.
-       Многие не знают, но вы занимаетесь еще и дубляжом фильмов, голосом Белого говорят Киану Ривз и Эрик Бана. А вот кто из голливудских коллег мог бы озвучить вас?
-       Там много хороших парней. Но я бы предпочел, чтобы это был Джуд Лоу!    

интервью, Анатолий Белый, Влад Васюхин

Previous post Next post
Up