Знаете, когда небо летнее, низкое, сверчки в кустах свои густые трели заводят под первыми звёздами - всё очень, вот прямо до опьянения хорошо. Люди вокруг за общим столом тебя угощают яствами, купленными на местном рынке, а ты угощаешь их. Всё это веселье происходит во дворе маленького домика на явно сладкой улице - не то Липовая, не то Персиковая…
Мы сидим одной большой временной семьёй. Люди, которые встретились тут случайно в одной точке под названием Одесса: из Мурманска, Минвод, Екатеринбурга, Твери… Мы с мужем Т. молодые, патлатые и тоже счастливые.
- Извольте вот этого сыра испробовать, сегодня он ещё нежнее того, что мы покупали вчера!
- А вы вот медком полакомитесь.
- А скоро мясо, мясо на шампурах будет готово! - кричит Рафик, танцующий как шаман над углями с шампурами.
Рафик - это дальнобойщик таджикской национальности лет 50ти. Весёлый, шумный, всегда чем-то вкусным угощающий. На груди огромный золотой крест, висящий на цепочке в палец толщиной. А кааак он готовит мясо! Ммм… Дело даже не в самом мясе, а в том соусе, который он к нему делает: томаты, замеченные на костре и перемешанные с мелко нарубленной кинзой и острым перцем. До сих пор, когда чувствую запах кинзы - сразу вспоминаю Рафика.
По утрам все разбредались по своим делам и заботам, а вечером, каждый вечер мы собирались вот такой большой шумной компанией.
Однажды мы с Т. сиганули на концерт «Вопли Видоплясова». Концерт был потрясающий по своей энергетике, мы стояли самыми первыми прямо вот тут у сцены и подпевали. А может просто орали:
Поженусь за райдугой,
Злечу по-під хмарами,
Передам по радіо:
"Прощай, рідна Батьківщино".
А когда подошли после концерта к нашему временному дому, во дворе стояла тишина. Все сидели за пустым столом с хмурными лицами, подперев руками подбородки и вздыхали. «Что случилось?» - удивились мы с Т. И кто-то робким голоском ответил: «Да вот... Рафик не разрешает нам ужинать, пока вы не придете…» Рафик стоял по середине двора и лукаво улыбался, помахивая шампурами, на которых было нанизано ещё сырое мясо. А потом как по отмашке все подхватили нас, опять шум, гам, смех, вино!!!
Сказать, что было хорошо - ничего не сказать. Мы с Т. Там много гуляли, болтали, купались, наслаждались жизнью, а вечером начиналась другая вот такая жизнь. Все делились разными историями, доставали из-под пазух какие-то самые-самые необычные, приукрашенные вином и допетые сверчками.
И вот когда были потрачены уже все деньги - пришло время нашего отъезда. Жаль, ах как жаль - сегодня ночью мы должны отчалить.
Днем решили всё собрать, чтобы потом после прощального ужина просто спокойно взять сумки и поехать на вокзал и тут… Мамочки! У нас пропали билеты до Москвы! От Москвы до Екатеринбурга на месте, а эти пропали! А лежали-то они все вместе, вот в этом кармашке вот в этой сумке! Что же делать?! Денег уже нет, если мы не приедем в Москву такого-то числа - у нас пропадут и эти билеты! Всё перерыли на всякий случай, но это же и ежу понятно - их своровали. Кто? Как? Зачем? Почему?
На этот ужин мы с Т. Пришли грустные. И когда все сели за стол, мы поведали, что нет печальнее на свете - как вот так - лишиться билетов. Все наши соседи по домику начали нам давать с собой пропитание. Кто курицу копченую, кто сыр, кто редиску - кто что мог. Я сразу представила нас крокодилом Геной и Чебурашкой, которые путешествуют на крыше поезда и грызут эту редиску. Ведь нам просто нужны были деньги. Нам нужно было - во что бы то ни стало уехать на этом одном единственном для нас поезде! Но ведь понятно, что, не смотря на то, что мы тут все спелись и спились - никто просто так нам денег давать не будет. Всё равно мы друг другу чужие.
- Вы уедите! - уверенно и спокойно сказал Рафик, - я вам помогу. Но! Если вы мне вышлите деньги (мы ж все поменялись, как это принято, адресами-телефонами) - я оскорблюсь.
И дал нам денег. Мы приняли и как-то коряво пытались сказать те слова благодарности, которые бурлили в нас. Кто-то, помню, поехал нас провожать на поезд. И вот сижу я на уже пустеющем перроне на чемоданах и смотрю, как они с моим мужем - то в один вагон: «Пустите нас до Москвы!», то в другой. В третий, девятый, предпоследний… А их везде отфутболивают. Везде! И только вдруг в последнем вагоне какой-то проводник сжалился над нами и за почти всю ту сумму, которая у нас была от Рафика - он согласился пустить нас зайцами!
Я не помню, вот честное слово не помню - как и на каких полках мы ехали, что ели, о чем разговаривали и как спали. Было какое-то потрясение, смешавшееся с испугом (то таможня Украина-Россия, то Россия-Украина), с обидой от кражи, и постоянным желанием съесть что-нибудь вкусненькое, да и просто съесть..
Москва. +13, шорты и босоножки. На оставшиеся деньги, оставив в ладошке только мелочь, сдали вещи в камеру хранения и пошли гулять - мы должны были так провести несколько часов. Помню, присели от противного моросящего дождя на какую-то автобусную остановку, сидим и едим батон с кефиром. А мимо, громко шаркая, проходит маленькая сморщенная сгорбленная старушка. Посмотрела на нас, остановилась, опёрлась на свою палку и говорит: «Милочки, купите пельменей, пойдем ко мне, я вам их сварю» А у нас вот только на батон с кефиром и хватило.
Места Москва-Екатеринбург были по-настоящему королевским. Это в сравнении с тем, как мы добирались до столицы. Было купе и мягкая теплая постель. Знаете - это счастье. Сколько вы спали максимум в своей жизни, не считая моментов болезни? Мы продрыхли аж 18 часов! Проснулись от того, что наша соседка по купе, возмущаясь и смеясь, будила нас горяченькой картошечкой, купленной на одной из остановок - сверху посыпанной свежим укропом и облитой сливочным маслом. Всё хорошо, что хорошо кончается, да ведь? Потому что в результате - мы все-равно отдохнули замечательно!
Прошло несколько месяцев. Телефонный звонок и от туда радостное со знакомым акцентом: «Владааа!!! Я в вашем городе!»
Рафик!
Встретили мы его со всеми подобающими почестями. Как родственника. Познакомили его с родителями, показывали город, возили на дачу, где он опять всех удивил и накормил своими шашлыками с соусом «по-рафиковски». И во всех разговорах красной нитью прослеживалось моему мужу: «Поехали со мной? Две-три ходки и ты квартиру купишь!» Т. Стоял иногда как крепость, а иногда сваливался в соблазн иметь свою квартиру (у нас тогда ещё не было своей). Во-первых, рассуждал он - у меня своя работа на тот момент была важная, а во-вторых - как так? Что-то как-то подозрительно… две-три ходки и квартира, хм. Короче, уехал наш Рафик в результате после нескольких дней гостевания у нас и уговаривания один, без Т. Мы ему подарили в благодарность от чистого сердца хороший коньяк, потому что деньги, он так и не взял!
А потом...буквально на следующий день, я обнаружила, что у меня пропало всё золото, какое было. Я не скажу, что у меня его было много, я не очень его люблю и с тех пор даже не ношу, но вот все, что было - всё исчезло. Даже малюсенький золотой крестик, подаренный моим дедушкой мне. А он мне как память о нем был дорог...
Нет, ну нет же! Ну, не верилось! Я стала набирать телефонный номер в Минводах, а, оказывается, что номера вот на такие цифры там вообще не существует.
Прошло лет 15, наверное, уже…а я вот всё думаю - как хорошо, что в жизни, чаще всего, попадаются хорошие люди.