На улице нынче первая в этом году морось с туманом, поэтому самое время предаться воспоминаниям о теплой осени. У меня осталось несколько фотографий с нашей поездки со съемочной группой ГТРК «Владивосток» на маяк мыса Поворотного.
Я уже как-то писал
тут и
тут про маяк Поворотный, теперь свои фотографии хочу прокомментировать описанием, которое позаимствовал у Максима Каленника- оператора ГТРК «Владивосток», я надеюсь, что он не будет сильно ругаться на меня за это. :)
Итак, добро пожаловать на мыс Поворотный...
Это место находится на юго-востоке Приморья, с координатами 42°40′ с. ш. 133°02′ в. д. Здесь, на скалистом и обрывистом берегу высится одна из крайних географических точек южного Приморья- мыс Поворотный.. Здесь проходит граница восточного и южного берегов Приморья. Это знаковое место для всех экипажей кораблей. Мысу Поворотный моряки с надеждой говорят "До свидания..", когда уходят в дальние и долгие рейсы. Они же с радостью говорят ему "Здравствуй, родной..", когда возвращаются домой. Это входной и выходной мыс залива Петра Великого, залива, на берегах которого стоят главные порты Дальнего Востока...
Первое упоминание этих мест относится к 1787 году- именно тогда вдоль этих берегов пройдет флотилия Франсуа Де Лаперуза. В 1854 году мыс опишет экипаж русского корвета "Паллада". Спустя 9 лет здесь же пройдет пароход "Америка", экипаж которого откроет залив и даст ему название Америка, впоследствии переименованый в залив Находка. В течении следующего десятилетия в районе опасного для судоходства мыса проведут гидрографические исследования и в 1870 году на мысе впервые ставят военный пост- жилье для смотрителя поста и небольшой столб, на который после захода солнца вешался фонарь...
Непогода над мысом Поворотный
С каждый годом судов, проходящих в районе мыса из Николаевска-на-Амуре, Камчатки и обратно становилось всё больше. Опасный мыс требовал надежного постоянного навигационного ограждения. "Омаячить" мыс Поворотный планировалось в 1883 году. Но денег, как всегда, не хватало и стройка началась только в 1890-м. Годом ранее во Франции, производящей лучшее маячное оборудование, закажут все необходимое для нового маяка. К 1891 году все будет готово. Оборудование погрузят на судно и, совершив почти кругосветное путешествие маяк, в разобранном виде, прибудет на мыс Поворотный. Согласно историческим сведениям Гидрографической службы первый луч с башни маяка Поворотный стал виден 6 июля 1892 года...
Первая башня маяка была восьмигранной, высотой в 9 метров. При этом высота скального утеса 74 метра. Белый свет маяка был виден с расстояния в 23 морские мили. Вскоре здесь же, на маяке, построили отдельное здание для сирены. В октябре 1893 года она издала первый звук. Обслуживание сирены требовало больших трудозатрат. Пять кочегаров Сибирского флотского экипажа были вынужденны при помощи быков доставлять сюда по 500 ведер воды, которую доставляли из колодцев, вырытых в ближайшем овраге- подземных вод на скалистом мысу Поворотный не было. Поэтому в помощь сирене на маяке установили колокол и сигнальную пушку. Так и мучался обслуживающий персонал в течении 15 лет, пока паровую сирену не заменили на пневматическую в 1908 году...
На краю Земли.
Маяк пережил второе рождение после Гражданской войны и интервенции 20-х годов, когда была образована Дальневосточная республика. В те годы в Приморье правили все, у кого было влияние и поддержка военных. Войска Чехословакии, Франции, Канады, Великобритании, Японии и США оккупировали всю Дальневосточную республику. Власть с переменным успехом переходила от одних к другим, а то и вовсе к зарождающимся Советам. Ни тем ни другим было не до маяков, снабжение которых практически прекратилось. Не было ни продуктов ни топлива. Вдобавок к этому Дирекция маяков издала приказ об увольнении жен смотрителей маяков. Такая же ситуация возникла и на Поворотном. Начались скандалы, маячное оборудование стало разворовываться. Привычным делом стало отсутствие маячного света. Спустя год приказ по женам сморителей был отменен и в октябре 1918, после того как смотрителя маяка судили, набрали новый личный состав. Хотя это не спасло ситуацию. Гражданская война продолжалась. На маяке периодически происходили перестрелки в грабителями. Весной 1919 года на Поворотный прибыл вооруженный отряд большевиков. "Для защиты революции" у маячников были изъяты продукты и топливо и патроны с ружьями.
Постепенно личный состав маяка стал уходить отсюда...
После гражданской войны маячный городок на мысе Поворотный пережил несколько ремонтов. Иногда их приходилось делать после традиционных для здешних мест тайфунов. Места здесь открытые и ураганный ветер здесь- обычное дело.
Маяк Поворотный вписал свое имя и в историю Второй Мировой, когда вдоль этих берегов шли караваны с грузом ленд-лиза из США во Владивосток... Согласно сведениям Гидрографической службы после войны маяк прошел кардинальную модернизацию, как сейчас модно говорить. Старую 9-ти метровую башню нарастили до 12 метров. Однако при ближайшем осмотре маяка следов этой перестройки не заметно. Скорее наоборот- на месте осыпавшейся от постоянных ветров и соленой влажности штукатурки видна старая каменная кладка, не свойственная для советского периода. Дубовые двери давно заменили на металлические. Сохранилась оконная рама и клепанная винтовая лестница и поворотная станина. Там же, на маяке, сохранилось среднее помещение под названием "каюта", которая по прежнему обшита старым красным деревом с вмонтированными вытяжными иллюминаторами, которые когда-то способствовали лучшему горению первой для маяка Поворотный горелки.. Поэтому точных сведений о большой перестройке Поворотного маяка в 50-х годах нет и какой она была, эта перестройка, не известно..
Мыс Поворотный является знаковым не только для моряков. Помимо того, что он является входной восточной границей залива Петра Великого, он же служит климатическим баръером между двумя побережьями южного Приморья. Сюда несет свои воды вдоль восточных берегов холодное Приморское течение. Оно начинается в Татарском проливе и переносит воды холодного Охотского моря на юг к мысу Поворотный. Здесь оно разделяется на две ветки. Основная уходит в открытое Японское море на юг, а другая, минуя залив Петра Великого, устремляется к берегам Кореи. С юго-запада к мысу подходит ветка теплого Цусимского течения, основная ветвь которого проходит вдоль побережья Японии. Именно из-за этого климат на обоих побережьях Японского моря такой разный. Холодные и ветренные зимние дни в южном Приморье периодически сменяются резкими оттепелями- ветки обоих течений встречаются в районе мыса Поворотный и образуют постоянный водоворот против часовой стрелки. Именно из-за "вечного спора" этих двух течений климат на японских берегах острова Хонсю умеренно субтропический, в то время как на российских берегах Приморья он умеренно-холодный. Интересная деталь- лето на восточном побережье Приморья, граница которого проходит по мысу Поворотный, прохладнее чем на берегах к западу от мыса. Зимой же все наоборот- куда теплее на берегах от мыса Поворотный и далее на северо-восток, чем на западных, где находятся Находка и Владивосток. Хотя Находке все-таки повезло в этом больше- зима здесь все-равно теплее чем во Владике... Именно холодное Приморское течение приносит сильные летние туманы... Вся эта природная непсраведливость может измениться уже в ближайшее десятилетие, в зависимости от решения российских властей насчет соединения материка с Сахалином. В случае принятия проекта строительства насыпной дамбы совмещенной с небольшим мостовым переходом для прохода судов сила холодного Приморского течения уменьшится в несколько раз и компенсируется теплыми водами Цусимского...
Съмка очередного выпуска фильма "Управление светом"
Подглядывая на "кухню" телекомпании "Владивосток".
Очаровательная звезда ГТРК "Владивосток" -Татьяна Дубко
Спустя 120 лет со дня своего рождения, пережив все войны и неприятности маяк Поворотный продолжает нести свою вахту на одноименном мысе, что под Находкой...
Нынче на маяке работает семья Митяниных, во главе с начальником маяка Митяниным Сергеем Владимировичем..
Провожая Солнце.
Маяк был свиделетем крупных морских аварий. Летом 1941 года недалеко от мыса на советской мине подорвался краболов "Тунгус". Судно затонуло, унеся с собой 22 члена экипажа.
14 июня 1973 года подлодка К-56 шла вдоль этих берегов в сопровождении крейсера "Владивосток". Силы Тихоокеанского флота провели зачетные стрельбы в Японском море и возвращались домой. Многих членов экипажа ожидал долгожданный отпуск. Многие уже успели купить билеты на запад страны. Около часа ночи подлодка, идущая в надводном положении, подошла к мысу Поворотный. Двумя часами ранее с крейсера "Владивосток" заметили объект, шедший навстречу подлодке на которой была выключена система радиолокации- систему выключили так как она работала с предельной нагрузкой во время учений. Технический перерыв РЛС прекратился всего за несколько минут до рокового столкновения. На экране радара возникло сразу несколько объектов но времени для их идентификации и наведения справок об их курсах было потеряно. Ходовые огни "Академика Берга" заметили за две минуты до удара. Команда на полный задний ход не помогла и судно ударило субмарину в правый борт, проделав пробоину на стыке двух отсеков.
" А спустя мгновение во втором отсеке раздалась резкая команда командира БЧ-5 капитана 2-го ранга Леонида Пшеничного: «Задраить переборку!». Он же определил за пару минут до своей гибели по телефону совершенно правильные действия л/с БЧ-5 по аварии (заблокировать A3 (аварийную защиту) реактора - на это надо решиться!), иначе подводная лодка потеряла бы ход и борьба за живучесть была неэффективной. Ценою собственной жизни механик и 26 находившихся вместе с ним ребят, изолировав себя во втором аварийном отсеке, спасли подводную лодку, хотя сами толком и не успели понять, что же вообще произошло, и не знали, что происходит в эти секунды в других отсеках субмарины. Личный состав отсека погиб в результате отравления хлором из-за попадания морской воды в аккумуляторные батареи..."
Через пробоину вода стала поступать в 1 отсек. где за живучесть подлодки боролось 22 человека. Они смогли сохранить воздушную подушку благодаря чему субмарина осталась на плаву.
"Командир подводной лодки капитан 2 ранга Л. Хоменко принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. В первый и последний раз в своей жизни командир БЧ-1 капитан-лейтенант Ю. Михайлов подыскивал на карте место, где посадить лодку на мель, предпочтительней на песок. Это спасло подлодку и людей от гибели. С рассветом к аварийной субмарине подошли несколько буксиров и кораблей, спасатели. На следующий день прибывшие спасательные суда завели под «К-56» понтоны, лодку сняли с мели и отбуксировали в док.
Столкновение «Академика Берга» с «К-56» было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 27 человек, из них 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. В столкновении был обвинен экипаж АПЛ и частично судна «Академик Берг», которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Действия командира «К-56» капитана 2 ранга Л. Хоменко по борьбе за спасение лодки были оценены как нестандартные и эффективные. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года"
Свидетельство о рождении маяка Поворотный.
Как только небесное светило уйдет за горизонт начинаются навигационные сумерки. Пройдет всего несколько минут и начнется еженочная привычная вахта ночного проводника. Свет опозновательного берегового маяка Поворотный на время станет путеводным для проходящих вдоль мыса кораблей- для одних свет Поворотного будет провожающим в дальнее плавание, для других он станет долгожданным домашним приветствием...
В кадре: журналист Татьяна Дубко, смотритель маяка Митянин Сергей Владимирович и ведущий оператор ГТРК "Владивосток"- Максим Каленник.
Сердце маяка- его линза. Её конструкция на Поворотном заметно отличается от других своими размерами- в полный человеческий рост. Она состоит из множества стеклянных концентрических колец в 70 мм толщиной, примыкающих к друг другу и закрепленных в медном каркасе. Лучи света проходя сквозь кольца, которые сделаны в виде призмы, преломляются и бьют на 22 морские мили с радиусом в 230 градусов.
Концентрические кольца призматической линзы регулярно моют спецсредствами.
6 секунд света, 2 секунды темноты. Полный цикл проходит всего за 8 секунд и повторяется вновь. И так всю ночь... до тех пор, пока лучи рассвета не появятся над горизонтом...
Греясь у живительного света маяка
Паспорт маяка Поворотный