(no subject)

Aug 19, 2012 17:27

В социальных науках есть понятия патернализма и партисипатизма. Или по-другому - отеческая модель и модель участия. В первом случае жители воспринимают органы власти как старших, как родителей, которые должны опекать своих детей. Во втором - люди видят отношение на равных. В отеческой модели есть непроговоренный договор: власть о нас заботится, мы ей подчиняемся. Люди не интересуются ни коррупцией, ни разбитыми дорогами. Они ждут, что позаботятся о них. Чем младше дети, тем меньше у них возможность вербализовать свои потребности родителям. Родители должны сами догадаться, что нужно сделать. Дать соску или построить сквер.
В модели участия диалог - это взаимоотношение двух равных людей. И граждане протестуют против "отеческого" участия в их жизни. Выступают против введения основ православной культуры в школах - ведь они сами способны решить, какие знания нужны их детям. Такие люди резко против давления и подчинения. Они сами способны на конструктивные решения, и что важнее - могут воплощать их в жизнь.

Это созвучно концепции психологического возраста в психологии. Когда человек ждет, что кто-то о нем позаботятся? В детстве. И этим "кем-то" будут родители. Не важно, насколько "родители" выполняют свои функции. Ребенок все равно нуждается в них. Когда человек вырастает, напитывается заботой, он может заботиться сам о себе. Взрослому не страшно, если о нем некому заботиться. Он может это делать самостоятельно. Отделение может происходить мирно, либо через конфликт - такое часто бывает у подростков. Но все же истинно зрелыми люди становятся среди других, среди равных себе. Когда переходят из семьи в мир - общество. И могут наравне со всеми участвовать в жизни места, в котором живут. Переход в "мир" в традиционном обществе воспринимался как инициация - рождение в новом качестве.


Чтобы повзрослеть, нужны не только внешние условия. Хотя они, конечно же, важны.
Должна быть и внутренняя готовность выйти за свои границы, отстаивать свои интересы. Если вспомнить нашу историю, 19 августа 1991 года произошло такое событие. Люди вышли на улицы, чтобы не допустить прихода к власти ГКЧП. Под их напором старая система сломалась. Казалось бы, теперь открылись все двери, чтобы построить новое общество. Люди думали, что останется старая социальная система. Бесплатное хорошее образование. Бесплатная медицина. Но на ряду с этим в магазинах будут продукты, матери будут иметь возможность хорошо одеть детей не перешивая старье. Женщины будут иметь возможность выглядеть хорошо и достойно, а не стандартно. Люди хотели, чтоб работники торговли или медики или воспитательницы отвечали за свои действия и их можно было поменять. Чтоб исчезло хамство.
Люди хотели гордиться своей страной, своим трудом, своей землей. Чтоб на наших автозаводах выпускались действительно лучшие в мире машины. Чтоб наше образование было примером лучшего, на зависть другим. Жить мирно и дружно - иметь возможность выезжать в другие страны. И с удовольствием возвращаться в свою. Думали, что жизнь изменится сама собой. С помощью заграницы или "невидимой руки рынка". Но этого не случилось.

Оказалось, что исчезли внешние помехи, но внутренние - остались. Люди не включились в управление своей страной. То первое движение было искренним, но продолжения не последовало. Потому что не стало внутренней потребностью. А то, что легко досталось - легко и отнять.

Почему так получилось? Все системы склонны к саморегуляции. Вполне естественно расти и взрослеть. Но если система травмирована, то этот механизм нарушен. И сам по себе он не восстанавливается. Тут требуются усилия. Поэтому и не сработал рынок - система стала воспроизводить свое старое поведение. Человек не может легко с этим справиться в одиночку. Нужна дополнительная помощь, ресурсы извне.
Тут могут пригодиться люди - профессионалы, готовые с этим работать.
Для этого нужны особые качества - умение быть в двух плоскостях одновременно. Одной частью стоящие в "прошлом" - где есть неверие, недовольство собой. Другой - смотрящие в будущее, видящие выход и направление движения. Они как ферменты-катализаторы - не производят перемены, а ускоряют их ход.

Их работа направлена на то, чтоб у людей изменилось отношение и самоощущение. На западе есть целое направление - community work. Специалисты по работе с сообществами выстраивают свою работу так, чтоб люди сами начали принимать решения и брать на себя ответственность. Чтобы "сделайте нам" изменилось на "дайте нам сделать".

Информацию по теме можно найти тут
http://nfst.mccinet.ru/book/kokarev.pdf
http://www.mpsf.org/files/books/bms1455.pdf

история, сообщества

Previous post Next post
Up