Бытует мнение, что чтобы изменить большую систему, нужно прилагать много тяжелых усилий. Должно пройти тысячи лет, прежде чем хоть что-то сдвинется с места. Однако, в книге "Переломный момент" Малкольм Гладуэлл показывает другой вариант развития событий. Крупные перемены происходят одномоментно, а предсказать их даже за пару лет люди часто не в состоянии. Так, например, было с крушением Советского Союза. Казалось бы, что эта страна просуществует еще долго. Но буквально через несколько лет перестройки она разрушилась.
Так что же такое "переломная точка" и из чего она складывается? Когда система проходит через какой-то порог, она меняет свое состояние. Накопившиеся мелкие обстоятельства складываются в большой поток и кардинально меняют картину. Здесь можно привести пример коррупции в Гонконге. Ситуация коренным образом изменилась за очень короткий срок.
Из чего складывается переломный момент? Гладуэлл дает три объяснения - люди, обстоятельства и свойство информации "прилипать".
"Прилипчивость" - это свойство информации, которое помогает людям самим её разносить. Будь то безумная песенка про "белую стрекозу" или удачно выстреливший интернет-мем. Рекламщики называют этот эффект вирусным. Действительно, новость распространяется подобно эпидемии. Такая информация должна быть достаточно простой, вызывать яркие чувства и желание поделиться ей с другими. Для примера можно упомянуть хорошую социальную рекламу или известную листовку одного из депутатов муниципального собрания.
Люди. Гладуэлл рассказывает, что есть три вида людей, которые способствуют "переломному моменту". Это "знатоки", "объединители" и "продавцы". Знаток - это эксперт в определенных областях. Разбирается ли он в автомобилях или коллекционировании марок - не так важно. Важно, что он готов делиться этой информацией с другими людьми. Знатоки любят помогать и делают это бескорыстно.
Объединители - еще одна группа людей. В теории о шести рукопожатиях весь мир связан друг с другом в среднем через шесть человек. Если посмотреть внимательнее, выясняется, что такие связи устроены не как цепочки - простая последовательность, а как узлы. У многих есть один знакомый, который знает большое количество людей. И именно через него люди связаны друг с другом. Этот человек общителен и ему интересны люди. Он любит новые знакомства. Объединители - это окно в мир других людей. Каждый из нас обычно остается в рамках своей компании. Есть какой-то круг интересов, за который люди не выходят. Но сила объединителя в том, что он знает людей из абсолютно разных областей. Будь то учитель йоги, контрабандист, рок музыкант или депутат госдумы. Объединяя эти множества, можно получать неожиданные эффекты.
Продавцы тоже способствуют изменениям. Они страстно влюблены в какую-либо идею и с жаром о ней рассказывают другим. Продают ли они новую технологию или другой стиль жизни - они зажигают людей своей верой.
Люди способны запускать эффект молвы - информационную волну, которая сильно меняет восприятие.
И последнее - сила обстоятельств. Этот эффект хорошо заметен в городской среде. Правильно обустроенный пешеходный переход может спасти жизни сотен людей. А неправильный - привести к роковым последствиям. Печальная иллюстрация к этой истории
здесь. Что же имеется ввиду под силой обстоятельств? Способность среды изменять поведение людей. Например, наличие на остановке корзины для мусора подтолкнет выбрасывать бумажки именно в неё. А если вместо этого там будут горы пивных бутылок, то мусор будет падать где-то рядом. И в первом и во втором случае люди не изменились. Но меняются условия, в которых они оказываются. Здесь же Гладуэлл пишет об истории Нью Йоркской подземки. Захватывающая история преображения метро из довольно опасного места в комфортное описана
здесь. Прелесть этой гипотезы в том, что эти решения достаточно дешевы, а приносят несоизмеримо больше пользы.
Сила обстоятельств помогает так же спасти жизни людей. Если человеку раздать листовки с предложением сдать кровь, то отклик будет несильным. Но если туда же добавить карту, с указанием, где находится мед пункт, обращения возрастают в несколько раз.
Самое важное здесь - найти ключевой момент и повлиять на него. Это похоже на анекдот, в котором мастер берет за удар молотком 1 доллар. А 99$ - за то, что знает, куда и с какой силой нужно бить.
Важно понимать, что события развиваются нелинейно. Незначительные изменения могут вызывать масштабные последствия. Как только накапливается достаточное количество людей, идей, технологий, знаний, система сама стремительно переходит на другой уровень.