Хочу написать цикл постов о системном подходе и сообществах. Я не пытаюсь высказать единственно-верную и безошибочную версию. Вместе с этим я попытаюсь структурировать те знания, которые у меня есть и разобраться в этой теме. Это скорее наблюдения и исследование чем жесткое не меняющееся знание. Если у вас есть материалы и дополнения по теме - пожалуйста, пишите. Давайте исследовать вместе.
Итак, мне интересно описание сообществ с точки зрения системного подхода. Под сообществами я понимаю группы людей, живущих месте. Они имеют общие цели, живут на общей территории, часто это представители одной этнической группы. Примером такого сообщества может быть первобытное поселение. И из сообществ складываются большие общества - государства, страны и т.д. Я допускаю, что структура сообщества может быть полезна для понимания структуры общества, которая складывается в последнее время. Отдельно можно рассмотреть профессиональные сообщества - группы людей, которые объединяются по профессиональному признаку.
Что касается системного подхода, то в первую очередь познакомилась с ним на примере работы с семьей. Я училась в системно-феноменологическом подходе Б. Хеллингера. Этот автор совместил семейный системный подход в психотерапии с наблюдением за жизнью семей в Африке и рядом других методов. И из этого вывел ряд универсальных порядков, описывающих то, как семьи могут становиться счастливыми. Со временем его теория изменялась. Полностью историю можно найти в
статье Елены Веселаго с дополнением по части истории метода. Дальше была системная работа с организациями. Ученики Хеллингера начали применять его подход не только к семье. И получили интересные результаты. Порядки внутри организаций отличались от порядков внутри семей. И мне интересно выйти за рамки этих двух систем и посмотреть - а что же дальше?
У голландского расстановщика Яна Якоба Стамма есть лекция "Как организации могут процветать". Если перенести это название на нашу тему, получим заголовок "Как сообщества могут процветать?" Думаю, эта метафора вполне отражает суть этого цикла постов.
Сначала рассмотрим основные положения общей теории систем.
Что такое система? Это элементы, связи между ними и та энергия, которой обладает сумма этих элементов. Вопрос связей достаточно обширный, я хочу написать о них в отдельном посте. Скажу здесь, что связи могут быть вертикальные (отношения родитель-ребенок, начальник-подчиненный) и горизонтальные (коллеги, друзья и т.д.).
Элементами в семье является отдельный человек. Возникает вопрос, что же является элементами сообщества? Отдельный взрослый человек или ячейка общества семья? Я оставлю этот вопрос без четкого ответа. Может быть, социологи или другие специалисты помогут это прояснить. Пока же я буду понимать под элементами взрослых людей, которые могу принимать решения относительно своей жизни и вступать во взаимодействие с другими людьми для достижения общих целей и целей всего сообщества.
Система имеет ряд качеств:
1. Она большее, чем просто сумма частей.
2. Изменение в одной части системы влияет на всю систему в целом.
3. При влиянии на всю систему, это отражается на каждом элементе внутри нее.
О чем это говорит? Если взять произвольных людей, которые не связаны друг с другом, то их поведение будет отличаться от поведения семей, сообществ, коллективов компаний и т.д. Последние будут вести себя скорее как сложные организмы, а не как сумма отдельных людей. И у этих систем будут свои специфические законы.
Если вопрос о том, что при влиянии на всю систему меняются элементы внутри нее, для людей нашей культуры понятен, то пункт о том, что на систему можно влиять изнутри - вызывает сомнение. Тем не менее, это неотъемлемое свойство систем. Конечно, есть вопрос в скорости и масштабности этих изменений. Но то, что изменение элементов влияет на всю систему в целом - это факт. Мнение о том, что систему можно изменить только извне, не верно.
Структура и границы
И семейные и организационные системы являются иерархическими. В них важны вертикальные связи - важно понимать, кто младше, кто старше, кто кому подчиняется. Здесь можно говорить о подсистемах и надсистемах. Например, по отношению к семье это будут дети и родовая система. По отношению к отделу компании - сотрудники и вся организация в целом.
Для иерархий важны границы как между самой системой и окружением, как и между её частями. Оптимально, когда границы хорошо очерчены и проницаемы. Тогда в системе меньше путаницы и она способна меняться. Если они размытые или чрезвычайно жесткие, то тогда система будет функционировать не наилучшим образом. Если в одной компании работают супруги, то при замечаниях мужа жена может начинать злиться. При этом к ней обращаются как к работнику, но она реагирует как супруга. Это пример размытых границ.
Границы помогают очерчивать тех, кто принадлежит системе. А принадлежность является важной частью нашей идентичности, помогает понять и описать себя. Кто мы - многонациональный народ или национальное государство? Границы устанавливаются вокруг вопросов, связанных с поиском своей сущности. Нарушение границ вызывает помехи.
Кроме того, возможен альтернативный способ организации - гетерархические системы. В них каждый элемент имеет равные обязанности и права. То есть такая система ориентирована на горизонтальные связи. В ней нет лидера, нет централизации информации и ресурсов. Для описания можно использовать слово "координация" вместо "управления", характерного в иерархии. Например, когда мы идем по улице в час-пик, мы не наталкиваемся на других людей во время движения. Мы координируем свое передвижение так, чтобы не столкнуться. Но при этом нам никто не говорит, что нужно отойти на какое-то расстояние или замедлить движение. Нет отдельного человека, кто руководил бы этим процессом. Или представим автомобильную пробку. В ней нет главных машин и нет второстепенных. Когда мы смотрим на нее, мы можем ощущать её как особый организм со своими правилами, характером движения, границами. Вот как пишет об этом
Василий Авченко в своей книге: "В глухой пробке особенно выбирать не приходится. Из самостоятельного субъекта ты превращаешься в песчинку, следующую логике потока, импульсам его коллективного разума (и сам становишься единичным нейроном этого разума)".
Тут интересен еще такой феномен как умная толпа , о нем я напишу позже.
Функциональность систем
Системы могут быть функциональными и дисфункциональными. Если система выполняет то, ради чего она предназначена - она функциональна. Такие системы часто ориентируются на ясные и оговоренные стандарты и правила. Например, если суд выносит решение строго на основании закона, то тогда судебная система выполняет свои функции.
В дисфункциональных системах уделяют больше внимания намекам, личным отношениям и т.д.
Например, судья руководствуется отношением начальства, невнятными намеками чиновников, какими-либо показателями, которые нужно предъявить в конце месяца.
Функциональными и дисфункциональными могут быть системы поселений. Например, деревня в которой нет работы, молодежь уехала, население спивается. Остались только старики. И поселение, в котором кипит жизнь - люди заняты интересным и полезным трудом, рождается достаточное количество детей, люди не хотят от туда уезжать. Пример такого поселка - деревня Майма на Алтае.
Село Майма - там счастливым образом сложилась, во-первых, очень активная группа среднего возраста женщин и мужчин, которые захотели что-то изменить, экспертов, которые это заметили, приехали и стали им помогать, и несколько моделей, которые им удалось на одном пространстве совместить. Это и модель общественно-активных школ, которая там потрясающе заработала, это же и модель фонда местного сообщества, которая туда же сейчас приходит, и это модель еще одного проекта, который направлен на повышение качества жизни через вовлечение граждан в деятельность местного сообщества. Все эти три проекта там идут, и получилось очень… За три года… Для меня, например, поразительно, что в таком селе молодежь не хочет уезжать. Им интересно там жить. Когда их спрашиваешь и говоришь вообще… Тут возникает вопрос - каковы функции сообщества? Он заслуживает отдельной темы.
Если в системе какие-либо её части отказываются выполнять свои функции, то эти функции никуда не исчезают. Они перекладываются на других. Например, если полиция не выполняет своих обязанностей по наведению порядка на дорогах, вместо этого водители вынуждены самоорганизовываться и устанавливать свои неписаные правила , чтоб ездить безопасно. В итоге водители берут на себя двойную нагрузку. А автоинспекторы теряют квалификацию и не могут как раньше - хорошо и быстро - решать сложные задачи.
Обратная связь
Описывает взаимодействие системы с окружающей средой. Из среды система получает сигналы о том, как она функционирует. Если из-за этих сигналов что-то меняется, тогда это называют усиливающей (позитивной) обратной связью. Если изменения не происходят - то это уравновешивающая (или негативная) обратная связь. Усиливающая обратная связь способствует развитию в направлении начального изменения. Классической иллюстрацией тут является закручивание гаек или эскалация насилия. Уравновешивающая обратная связь помогает системе остаться на том же уровне. Пример - терморегуляция человеческого тела.
Обратная связь не всегда мгновенна. Часто могут пройти годы между событием и реакцией на него.
Пример - поколение людей из коренных народностей, которые обучались в интернатах. Между обучением и нынешним состоянием людей прошло много лет. Поэтому не всегда люди связывают событие и реакцию на него. С распространением социальных сетей можно увидеть реакцию на ряд событий быстрее, почти в реальном времени.
Круговая причинность
Это свойство, когда цепочки причинно-следственных связей складываются в кольцевую систему. И событие в этой системе является и причиной и одновременно - следствием. Например, муниципалитет установил новые фонари, их разбили вандалы. После этого муниципалы не хотят выполнять эту работу по второму разу. А неосвещенные улицы провоцируют хулиганов. Или работодатель не хочет платить высокую зарплату потому что не видит компетентных соискателей. А работники с нужными знаниями не рассматривают вакансии с такой низкой зарплатой. Получается замкнутый круг. То же самое можно сказать про развитость дорожной сети и количество жителей. Часто можно услышать, что невыгодно строить новые дороги, т.к. в регионе живет слишком мало человек. Но люди, живущие в отдаленных районах, хотят добираться в райцентр, быстро получать медицинскую помощь, иметь возможность закупать продукты не раз в неделю, когда придет грузовик с продовольствием, а чаще. И тогда они переезжают в другой район или город и их поселение пустеет. Причина становится следствием. Так же и отмена пригородных электричек. Людям неудобно в них ездить, потому что они ходят слишком редко и нужно подстраиваться под расписание. С другой стороны, транспортники говорят о том, что пассажиропоток маленький и отменяют последние рейсы. И на выходе имеем следующее "электричек мало, потому что мало электричек".
Стабильность - развитие
У систем есть два основных движения - это стремление к равновесию и стремление к изменениям. Равновесие (стабильность или гомеостаз) понимается как идеальное состояние, в котором система хочет пребывать. При отклонении система стремится в него вернуться. Это обеспечивается обратной связью.
Так же есть другое движение - к переменам. Потребность отвечать на новые условия, сложные вызовы приводит к тому, что система перестраивается, переходит в новое качество. В развитии есть элементы стабильности, а в стабильности есть элементы развития. Как говорит теория привязанностей Ньюфелда, развитие происходит из точки покоя.
Точки перехода
Если система вышла из состояния равновесие и перешла какую-то черту, то она не сможет вернуться в предыдущее состояние. Вместо этого будет развиваться в неизвестном направлении, стремясь к новому равновесию. В состоянии нестабильности даже сверхмалое усилие может привести к большим последствиям. Этот факт известен как эффект бабочки. Если перефразировать классическую цитату Лоренца, то получим "Может ли единственный пост в твиттере вызвать поток необратимых событий на Ближнем Востоке?"
Этот эффект берут на вооружение системные терапевты. Для того чтоб запустить перемены, нужно вывести систему из равновесия и приложить малое воздействие. Однако намеренно заставить систему прийти в нужный результат невозможно. Она сама придет в такое состояние, которое будет ей соответствовать.
Понятно, что если перемены не нужны, то будут звучать лозунги "не раскачивать лодку".
Больше информации и примеров (хотя и без подробных объяснений) можно найти в книге М. Гладуэлла "Переломный момент".
Самоорганизация
Самоорганизацию можно найти на разных уровнях. Например, клетки организма работают не только каждая на себя, а целостно и упорядоченно в интересах всего организма. Так же и внутренние органы - вспоминая фразу из советского фильма "сердце не нападает на печень или селезенку". Можно вспомнить и о социальных насекомых. Муравьи, выполняющие свою работу, как единое целое; пчелы, поддерживающие нужную температуру в улье, чтоб не погиб расплод. На уровне неживых систем примером самоорганизации могут быть диссипативные структуры, открытые И. Пригожиным. В динамических системах при определенных условиях может возникать спонтанный порядок без всякого влияния извне. Всё это случаи самоорганизации. В сообществах таким примером могут быть объединения семей - многодетных, или с детьми с особенностями развития или с приемными детьми. Это объединения волонтеров, которые ездят помогать в детские дома или дома престарелых. Все эти люди объединяются, чтобы обмениваться информацией, достигать общих целей, отстаивать свои права. В социальной жизни это может быть сообщество синих ведерок. Можно вспомнить и о волонтерах на пожарах в 2010 году - когда люди создавали карту пожаров, закупали необходимое оборудование и ездили тушить торфяники.
История и мифология
Мифология имеет отношение к вопросу "кто мы такие?". Это вопрос об идентичности. Мы - это люди, которые ленивы и постоянно всем недовольны? Или мы те, кто совершал великие открытия, кто полетел в космос? Самоописания могут быть ресурсом - мобилизировать и придавать силы. А могут наоборот - ограничивать и делать нас слабее. "Не жили хорошо - не стоит и начинать". Жесткие мифы мешают видеть реальность и адекватно реагировать на нее. Причем это могут быть как позитивные ("мы самые сильные") так и негативные мифы ("мы заслуживаем такое отношение к себе"). Такие описания загоняют в ловушку. Они не помогают в ответе на вопросы "Как можно развить свою силу? Что можно сделать со слабыми сторонами?" Такие мифы можно узнать по чрезмерным обобщениям. Мы всегда ..., никогда ..., вечно ....
История - это летопись событий, которые были важны для жизни системы. Например, в семье важны истории о том, как мама с папой познакомились. И это дало начало тому, что система стала существовать. Или это могут быть истории о выживании - например, как некая соседка одолжила продукты во время войны. И это позволило семье выжить. То же самое можно обнаружить и в сообществах - в коллективную память заносятся значимые события, которые изменили ход истории, внесли дополнительные ресурсы или нанесли вред. Например, жестокий разгон митинга или открытие границ.
Нормы и правила
В семьях и в организациях есть свои правила. Например, семейное кафе может с удовольствием принимать детей, чего не скажешь о ночном клубе. Правила семьи могут касаться выбора работы (художник - это не профессия), выбора партнера (жениться можно только на девушке из приличной семьи) и других сфер жизни (праздники, семейный отдых, общение с людьми и др.).
Их можно найти и в сообществах. Например, отношения к старикам, к людям иной культуры. Принято ли уступать место женщине в транспорте? А пожилым? Будет ли мужчина разбираться с обидчиком самостоятельно или пойдет в милицию? Нормы служат ориентиром, что в системе считается хорошим, а что плохим, правильным или неправильным. Нормы могут быть озвученными или негласными. В первом варианте правило известно для всех членов сообщества. Например - воровать плохо. Скрытые правила осознаются и обсуждаются после их нарушения. Например, резня баранов на улице приводит к всплеску обсуждений в социальных медиа.
Нормы могут быть жесткими и ригидными. В таком случае они тормозят развитие сообщества. С другой стороны они могут быть невнятными. И тогда это тоже опасно, т.к. нет состояния стабильности. Хорошо, когда есть баланс стабильности и изменений.
Время от времени нормы хорошо пересматривать. Например, задавая вопрос, служат ли еще нормы достижению общей цели? Помогают ли они сохранить группу? Или их время прошло?