Jul 23, 2012 11:25
В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.
-- Ты знаешь арамейский? -- спросил раввин.
-- Нет.
-- А иврит?
-- Нет.
-- А Тору в детстве учил?
-- Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.
-- Ты не готов учить Талмуд, -- сказал раввин. -- Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься -- буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.
-- Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой -- с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
-- Это тест на логику?!
Раввин кивнул.
-- Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
-- Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
-- Хитро придумано! -- восхитился гость. -- А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!
-- Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой -- с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
-- Но мы уже выяснили -- тот, у кого лицо чистое!
-- Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться.
-- Я об этом не подумал! Поразительно -- я допустил логическую ошибку!
Ребе, давайте ещё один тест!
-- Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой -- с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
-- Ну... Оба пойдут умываться.
-- Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Молодой человек пришёл в отчаяние.
-- Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!
-- Ладно. Два человека спускаются по дымоходу...
-- О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!!
-- Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой -- нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос -- бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!
Еврейская традиция не отвергает в принципе абстрактное мышление. Мудрецы стараются предусмотреть все возможные варианты. И ситуации, которые рассматриваются в Талмуде, иногда могут лежать в сфере маловероятного. Но сама изучаемая проблема всегда должна иметь конкретный смысл и прочную опору в реальной жизни.