Дети и связь поколений

Feb 26, 2017 15:08

Насколько важно детство для человека? Это неэкономический вопрос. В экономической науке традиционно рассматривается индивид, работник, предприниматель или кто-то еще, но только не человек, у которого было детство. Какая-то нелепица или наивность, скажут многие. При чем здесь детство? Экономисты рассматривают институты семьи, образования, права, здравоохранения, но не традиционные семейные отношения. А в чем разница, спросите вы.
В традиционной семье детство - это если не всё, то непременно многое. С кем общается ребенок, в какой среде живет, чем занимается - это всё неэкономические вопросы. Но, тем не менее, от того, как решаются эти вопросы в семье и зависит то, кем вырастет ребенок. Если говорить языком экономистов, то станет ли этот ребенок тем индивидом, экономическим человеком, которого принято рассматривать в экономической науке. Какие потребности будут у этого ребенка в зрелом возрасте? Можно ли, рассматривая зрелого индивида, полагать, что природа всех людей одинакова, и более-менее понятно, что из себя представляет этот зрелый индивид. Или все-таки есть определенные особенности, позволяющие отличить то, откуда он родом: из семьи или из института семьи?
В экономической науке упускается один, как мне кажется, важный момент - есть ли у детей связь со своими родителями и прародителями. Когда в экономической науке говорят об индивиде и его потребностях, то имеются ввиду потребности по А. Маслоу, физиологические и затем разные, связанные с самоутверждением, уважением, почитанием и т.д. О потребности в общении со старшими поколениями речи нет. Почему? Потому что эти отношения, будучи не товарно-денежными, не являются предметом экономической науки. А, по сути, эти-то отношения и определяют то, что для тебя будет важнее через 10-20 лет: самоутверждение личности или сохранение семейных традиций, продолжение рода, преемственность поколений.
Кажется, кто такой ребенок: совсем маленькое существо, которое ничего толком не понимает. А, тем не менее, это уже человек. Человек, который впитывает в себя столько, что нам, может, и не снилось даже. И то, что он в себя впитает, и определит в какой-то мере его будущее, к чему он, в первую очередь, будет стремиться по жизни. К удовлетворению расширяющихся потребностей в производимых экономикой товарах и услугах или к чему-то, не столь осязаемому, как, например, к передаче семейных знаний, к общению с родителями? Межпоколенное общение - это не анахронизм, не пережиток прошлого, а способ сберечь народ, сохранить его национальные, культурно-исторические традиции.
Я стал яснее понимать, почему для ребенка важно общение с дедушками и бабушками. Недаром говорят, старики - это те же дети. Внуки и дедушки каким-то образом понимают друг друга. Вечно спешащая молодежь не может дать своим детям то, чему может научить старшее поколение. В современных условиях нормально, когда родители вынуждены работать, и, тем самым, материально обеспечивать семью. По этой причине они меньше проводят времени со своими детьми. Но дело, конечно, не только в количестве совместно проведенного времени, но и в качестве общения с детьми. Прародители передают внукам что-то, что оседает в их формирующемся сознании, путем общения в саду-огороде на даче, прогулок по лесам и паркам с изучением растений, грибов и животных, посещения культурных мероприятий и просто через прочтение сказок на ночь. Это объясняет мне то, почему сохраняются межпоколенные связи. Через общение прародителей с внуками, через процесс воспитания сохраняется главное - сам народ.

народ, потребности, семья, детство, экономическая наука

Next post
Up