* * *

Dec 06, 2015 10:36

Оригинал взят у philtrius в * * *
Реставрацiя совѣтчины оказывается неудачна, поскольку психологическая картина ни разу не похожа: высокiй градусъ истерики, комплексъ «насъ всѣ обижаютъ», вымогательство благодарности, сложныя взаимоотношенiя съ концептомъ истины (информацiонная среда сейчасъ куда болѣе агрессивна…). Однако было бы любопытно прикинуть ея антропологическую цѣну.

Уже многократно писалъ, а можетъ и не многократно, а можетъ и не писалъ, а можетъ, написалъ кто-то другой, а мнѣ показалось, что я, - персональный компьютеръ безнадежно виснетъ, - но - независимо отъ этого, сформулируемъ еще разъ: каковы были послѣдствiя совѣтскаго школьнаго воспитанiя? Для карьеры было обязательно внѣшне исповѣдовать идеологiю, вѣрить въ которую было затруднительно, и вовсе не нейтральную: она противорѣчила истинѣ, была морально постыдной и эстетически отвратительной. Можно было выбрать путь открытаго противодѣйствiя (имъ шли немногiе), можно было - среднiй (отказаться отъ карьеры, но противу рожна не прати), можно было использовать ее въ своихъ цѣляхъ. Однако соцiальный активизмъ былъ доступенъ только на послѣднемъ пути, и потому активнымъ могло оказаться только циничное, а болѣе честное внутренне отучалось отъ соцiяльнаго дѣйствiя. Это все имѣло довольно значительныя послѣдствiя для того пути, какимъ реформировались обломки СССР.
Но для нынѣшняго момента пока у меня все такъ не формулируется… Вмѣсто лживой идеологiи, кажется, воспитательно воздѣйствующимъ факторомъ оказывается сама субстанцiя лжи…
Previous post Next post
Up