Жжёная сталь "Цитадели"

Jul 26, 2013 09:13



*- по мотивам сценария "Курская дуга", военно-исторического фестиваля "Поле боя 2013"

" ...Июль 1943 года. Разгар лета в России, разгар нашего наступления...
Истощив силы нескольких танковых полков, нам удалось пробиться через две линии противотанковой и противопехотной обороны русских и закрепиться на одной из них. Но главный рубеж, третья и наиболее укрепленная линия всё еще был в руках противника, и создавал ему плацдарм для атаки наших позиций с помощью дальнобойной артиллерии, а также для стягивания крупных подкреплений. Благосклонность погоды отвернулась от нас, и авиация, бывшая столь надежным помощником наших танковых войск, не могла подняться в небо. Все понимали, что переход к обороне - явление временное, и если не перейти в скором времени в решающее наступление, враг усилится настолько, что прорыв наших позиций, а, возможно, и окружение, станут лишь вопросом времени...

1.


Взрывы снарядов 122-мм советской гаубицы накрывали самые дальние позиции нашей обороны. После полу часа непрекращающейся канонады рассчеты половины орудий противотанкового батальона понесли потери. Противотанковые рвы превратились в смесь грязи, дерева и человеческого мяса.

2.


Один из разрывов выхватил бежавшего к окопу солдата и, подбросив на десятки мест, разорвал на части, подобно мифологическому огненному монстру. Крик несчастного еще долго оставался у нас в ушах, и, казалось, он все еще страдает где-то неподалеку.

3.


Стальные корпуса танков, чьим предназначением было уберечь экипаж под защитой своего панциря, сами раскалывались как орех и взрывались, превращаясь в бесформенную чернеющую груду металла.

4.


Пока уцелевшие танкисты пытались покинуть свои подбитые машины, их коллеги, пережившие артиллерийский огонь без потерь пошли в атаку.

5.


Полу-гусеничные Sdkfz 251 с трудом пробирались к русским траншеям, везя в своих корпусах десант. Пулеметы, установленные над кабиной не смолкали ни на минуту, осыпая неприятеля тысячами пуль.

6.


В огненном аду не каждому хватало места под защитой брони, и многие солдаты наступали, стараясь не отстать бронетранспортера или танка до того, как найти более подходящее укрытие или перейти в открытый бой.

7.


То и дело на поле появлялись легкие танки русских, разившие наповал пехоту огнем своих пулеметов. Слишком слабые, чтобы причинить урон бронетехники, но и достаточно юркие, чтобы уйти от встречи с нею, хотя наши танкисты не всегда давали им подобный шанс.

8.


Взвод минометчиков продолжал осыпать засевших в окопах русских 50-мм минами.

9.


Каждый метр этой огненной земли давался кровью и потом. Пулеметчики приближались к переднему краю атаки короткими перебежками, титаническими усилиями раз за разом поднимая стволы своего орудия и ящики с лентами.

10.


Пехота палила по врагу, не имея ни возможности ни времени прицелиться точно. Шальные пули бродили между двумя противоборствующими сторонами словно сомнамбулы, с роковой случайностью поражая солдат, которых стрелок не мог даже разглядеть.

11.


На корпусе одного из подбитых T-IV неподвижно застыл командир, успевший лишь высунуться из открытого люка. Цвет его обожженного лица был неотличим от оборванного форменного кителя черного цвета. Сжавшаяся в предсмертной судороге кисть руки так и не выпустила заряженный "люгер"...

12.


С большим трудом и гигантскими потерями передовые части наших солдат овладели одной из траншей на фланге русской обороны. Но овладеть было мало, куда труднее закрепиться на этой позиции.

13.


Смерть свирепствовала повсюду, собирая богатую подать с обеих сторон..

14.


15.


Солдаты постоянно оборачивались, ища взглядом приближающиеся союзные танки, но их становилось все меньше, и надежда на подкрепление также таяла с каждой секундой. Атака начинала захлебываться, в то время как, судя по нарастающему шквалу огня со стороны советов, они перебрасывали на этот участок значительное пополнение.

16.


В этот критический момент, когда  готово было захлебнуться, командование дивизии ввело в бой резерв в количестве батальона танков T-IV и нескольких T-VI, против которых пушки советских танков были куда менее эффективными. Один из них появился в нашем квадрате. Противник, заметив уже известный ему силуэт новейшего тяжелого танка, перенес основной огонь противотанковой артиллерии на него, на время ослабив сдерживающий натиск на флангах.

17.


С переходом тяжелых танков в атаку, поле сражения превратилось в кладбище легкой бронетехники...

18.


...которая продолжала выполнять свою роль лишь как элемент рельефа, дававший защиту солдатам в условиях даже не перекрестного, а тотального огня и артобстрела.

19.


"Тигр" при поддержке взвода T-IV, почти не маневрируя, наступал на советские позиции, то и дело поворачивая башню в сторону очередной цели, и выпуская смертоносные снаряды. Менее, чем за двадцать минут на счету экипажа "Тигра" было три сожженных Pz.34 и несколько легких танков.

20.


Под прикрытием столь мощного "собрата", T-IV также перешли в наступление.

21.


Однако, противотанковая артиллерия Красной армии продолжала оставаться грозным оружием. Выстрел в стык башни и корпуса - и T-IV, дымясь, замирает у пролеска.

22.


Командир "Тигра", увидев судьбу T-IV, дал короткую остановку, и, развернув башню, разнес рассчет советских артиллеристов на куски.

23.


С другого фланга наступления наших войск этот эпизод наблюдал командир русского Pz.34. Без промедления сорвавшись с места, буквально переезжая через тела советских солдат и остов разгромленной советской пушки, он направил свою машину прямо на наш тяжелый танк.

24.


Без остановки, очевидно, не надеясь пробить броню T-VI в лоб, танк сделал несколько выстрелов по оппоненту, и не снижая скорость продолжал сближаться с "Тигром".

25.


Экипаж T-VI, разумеется, видел приближение среднего танка и, в момент, когда до него оставалось несколько десятков метров развернул дуло своего орудия в сторону Pz.34, но поздно... Со страшным грохотом, советский танк протаранил T-VI лоб в лоб, разворотив в клочья ходовую часть обеих танков, разбив собственную левую гусеницу и правый борт "Тигра" с гусеницей и катками. Казалось, столь жесткого столкновения, экипажам не перенести, но уже через несколько секунд из обеих башен показались шлемофоны и пилотки танкистов.

26.


В почти беспросветном дымовом занавесе командиры двух танков - немецкого и русского - сошлись в последней схватке, и яростные крики их заглушали даже неистовый рев других танков, маневрирующих и несущихся на врага всюду, куда бы ни падал взгляд.

27.


Безумные в своем желании впиться сопернику в глотку, вцепившись друг в друга, они скатились с покатых листов брони и продолжили свой бой на земле.

28.


Ошеломительный таран советского танка произвел колоссальное впечатление и на своих и чужих. Почувствовав, что с потерей "Тигра" наступление провалено, наши солдаты начали отступать, отстреливаясь и пытаясь сохранить организованный порядок отхода.

29.


Из глубины советских позиций начали стягиваться солдаты, а с ними и бронетехника. Контр-атака началась внезапно и была подкреплена огромным превосходством в живой силе, как будто все те солдаты, что падали и умирали на этой выжженной земле с начала дня всего лишь прилегали отдохнуть и набираться сил. Конечно же это было не так, русские просто выжидали решающего момента для введения в бой свежих сил, тогда как наш резерв был утрачен вместе с планом прорвать оборону русских.

30.


Дуэль танкистов, продолженная пехотой, закончилась победой красноармейцев. Обескровленные измотанные немецкие солдаты сражались из последних сил, но ни героизм, ни отчаяние уже не могли вмешаться в ситуацию.

31.


32.

33.


Пожалуй, именно в тот момент немецким солдатам стало понятно, что крахом оборачивается не только операция "Цитадель", но и кампания всего года, а, возможно, и война целиком. Рубежи, удерживаемые нами не были потеряны. В сущности, противник и не одержал победы в привычном военном понимании этого слова, но всё же инициатива, от которой зависит развитие и исход любой войны была нами утрачена. Дальше мы будем только отступать...

Rink, Verner von. Am July, 1943

реконструкция, Великая Отечественная Война, рассказы о войне

Previous post Next post
Up