Посещение Великой Китайской стены - одно из самых ярких впечатлений из китайского вояжа. Стена оказалась именно такой, какой представлялась из чтения книг: древней, необъятной и полной загадок. Сами китайцы когда-то назвали её Земляным драконом. Дракон уже давно стал каменным, но остался драконом, чей "хвост" возлежит на тысячах километров равнин и горных хребтов и уходит далеко за видимый горизонт, оканчиваясь в морских водах Бохайского залива. Сложно представить, что эта каменная цепь - произведение рук человека. Тем более, тех времён, когда не существовало промышленности и механизированной техники. О строительстве стены до сих пор спорят и выдвигают самые разнообразные версии. В том числе, и такую, что стену построили не китайцы, а от китайцев (якобы, на это указывают направленные на юго-восток бойницы). Конечно, никуда не деться и от современных "новых хронологов", утверждающих, что стена, как и остальные великие сооружения Древнего мира от египетских пирамид до затерянных храмов Юго-Восточной Азии были наклёпаны кем-то и зачем-то в XIX веке на цементных заводиках.
В пост, конечно, вошла только малая часть сделанных фотографий, которых даже после удаления брака получилось почти полсотни. Затрону немного и историю создания стены, разумеется, с классических позиций. А также немного личного опыта про то, как съездить и посмотреть один из участков стены, находясь в Пекине.
1.
*из интернета: карта различных участков стены с периодами строительства
Начнём с того, что Великая Китайская стена не единая и не сплошная, это не Адрианов вал и даже не та Стена, которую оборонял Ночной дозор в известной саге. Великая Китайская стена представляет собой сеть различных укреплений, возводимых разными китайскими династиями на протяжении более чем полутора тысяч лет, начиная с III века до нашей эры и заканчивая правлением династии Мин в XVI-XVII веках нашей эры. Первые примитивные оборонительные валы из глины и земли появились ещё в период, когда китайская держава состояла из разрозненных царств. Всем им с севера и запада угрожали кочевые племена, прежде всего многочисленный, ныне исчезнувший народ хунну.
2.
Помните замечательный диснеевский мульт "Мулан"? Там главными антагонистами выступали как раз те самые хунну, вторгшиеся в Китай. В русском переводе их назвали гуннами, хотя, скорее всего, азиатское племя кочевников никакого отношения к соплеменникам Аттилы не имело.
3.
В III веке до нашей эры Цинь Шихуанди объединил китайские царства под своей властью и основал имперскую династию Цинь. Могущественный правитель прославился, в том числе, масштабными строительными проектами: водные каналы, сети дорог, дворцы и будущая собственная усыпальница, "охраняемая" легендарной Терракотовой армией. Особое внимание было уделено и продолжению строительства стены для защиты от кочевников. Сотни тысяч солдат, крестьян и рабов были направлены на строительство оборонительного сооружения, большая часть которого прошла по склонам горных хребтов. Существовавшие до этого участки стены и защитные башни были вписаны в систему сооружений. Высота самой стены достигла девяти метров а ширина основания - более шести метров. Количество башен превысило астрономическую цифру 25000.
4.
Участки стены продолжали возводиться и после смерти Шихуанди другими династиями. Особенно преуспели в этом правители династий Хань и Цзинь. Впрочем, панацеей от кочевых набегов различных племенных народов защитные укрепления не стали. А в XIII веке Китай и вовсе был завоёван - сокрушающая волна монгольского нашествия, прокатившаяся по Средней Азии, Руси и захлебнувшаяся лишь на подступах к Западной Европе, обратилась на восток, захватив Тибет, корейский полуостров и полностью подчинив себе Китай. И, хотя позднее Великая Монголия распалась на отдельные улусы, в Поднебесной продолжала править монгольская династия Юань, основанная завоевавшим Китай ханом Хубилаем, внуком Чингисхана.
5.
Лишь спустя более чем сто лет, в 1368 году, в результате внутренних противоречий среди монгольских властителей и растущего народного сопротивления со стороны китайцев, династия Юань была свергнута. Власть перешла к одному из руководителей национального восстания, Чжу Юаньчжаню, крестьянину по происхождению, провозгласившему в Поднебесной империю Мин, а себя новым императором.
6.
В продолженительный период династии Мин Великая Китайская стена вновь является границей империи, достраивается и реконструируется. Поверхность стены была выложена каменными глыбами и кирпичами на цементирующем растворе из рисовой муки, верхняя часть приобрела зубчатый бруствер, башни и сторожевые вышки усилены артиллерийскими орудиями. Именно в эпоху Мин стена приобретает тот облик, в котором сохранится до наших дней.
7.
В XVII веке империя, погрязшая в коррупции и ослабленная неурожаями, внутренними восстаниями и войнами с соседями, пала. Столица Пекин была разграблена восставшими крестьянами, последний император Мин, Чунчжэнь, совершил самоубийство. В это же время Великая Китайская стена была преодолена пришедшей с севера маньчжурской армией. Маньчжуры достигли соглашения с китайским военачальником У Саньгуем, пропустившим их армию за стену. Войска У Саньгуя объединились с маньчжурами для усмирения восставших крестьян и дальнейшего подчинения всей страны. Таким образом, в Китае воцарилась маньчжурская династия Цин, ставшая на сей день последней императорской фмилией в истории Поднебесной.
8.
После падения династии Мин стена постепенно приходит в упадок и предаётся забвению. Многие участки постепенно разрушаются и заносятся песками или разбираются ради строительных материалов. Лишь в конце XX века руководство КНР приступает к реставрации отдельных участков стены и созданию инфраструктуры для её массового посещения туристами. Тогда же стена объявляется объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
9.
Несколько участков стены, открытых для посещения, находятся в непосредственной близости от Пекина. Среди них есть и полностью восстановленные участки, с подъёмниками и безбарьерной средой и полуразрушенные заросшие порослью отрезки, на которых не лишним будет иметь альпинистское снаряжение. Наибольшей популярностью пользуются Симатай, включающий как реконструированный, так и полузаброшенный отрезок, наиболее доступный и близкий к столице Бадалин и самый протяжённый восстановленный участок с большим количеством защитных башен Мутяньюй, на который и пал наш выбор.
10.
Посетить Мутяньюй из центра Пекина можно несколькими способами. Наиболее бюджетный это добраться самостоятельно на автобусе №916 с иероглифом (без иероглифа идёт дольше), но он следует не до самой стены: потребуется пересадка на другой автобус или такси. Путь займёт около двух часов. Доехать быстрее можно на такси из самого Пекина. Это, разумеется, будет недёшево.
11.
Мы выбрали промежуточный вариант. В Пекине работает несколько фирм, организующих туры на стену. Самая крупная, очевидно, это Mubus. Они предлагают множество услуг: от простого трансфера туда-обратно с покупкой входных билетов до полноценного тура с гидом и обедом после прогулки. Мы выбрали более бюджетный трансфер-тур от компании Busda: в стоимость входил трансфер от станции метро в Пекине, покупка входных билетов и небольшая наценка на услуги. Получилось выгодно. По дороге, которая заняла около часа, гид Селена кратко, но очень быстро протараторила историю постройки стены и спросила каким способом будем подниматься на стену. По прибытии выдала билеты на вход и на подъёмник, сказала, где будет ждать в обратную дорогу и отпустила на все четыре стороны. В нашем распоряжении на самостоятельный осмотр стены было почти пять часов, этого более чем достаточно.
12.
Помимо входного билета в стоимость входил и билет на шаттл-бас. Шаттлы подбирают в посёлке, где находится туристический центр с билетными кассами, кафетериями и сувенирными лавками, и отвозят к станциям канатных дорог, от которых начинается путь наверх, к укреплениям стены. Можно не покупать билет на шаттл, а пройтись пешком около трёх километров.
13.
Стена на участке Мутяньюй идёт по склонам горной гряды на приличной высоте от пятиста метров до километра. Подняться к ней можно пешком по одной из петляющих дорожек, но большинство пользуется для подъёма услугами канатной дороги. На участке Мутяньюй их две: закрытого типа в западной стороне участка Мутяньюй и открытого типа в восточной. Принадлежат они разным компаниями и билеты на них тоже разные. Билет в одну сторону и там и там - 100 юаней (около 1400 рублей). Билет туда и обратно дорогой одной компании - 140 юаней.
14.
Конечно, для экономии сил и времени стоило бы переплатить и подняться наверх в закрытой кабинке, пройти большую часть участка под горку и спуститься на открытой канатке. Но мы взяли билеты туда-обратно на открытую: поднялись наверх канатной дорогой, а спустились другим, ещё более интересным способом, о котором расскажу в конце.
15.
Спрыгиваем с жёсткого кресла, преодолеваем несколько десятков ступенек и выходим на оперативный простор - мы достигли Великой Китайской стены! Взгляд налево - это большая часть доступного участка. Петляющая по горному ландшафту стена, с многочисленными башнями и канатная дорога закрытого типа вдали. Открытый для посещений участок стены уходит дальше за склон и скрывается в дымке.
16.
Взгляд направо - крутой спуск и крутой подъём к башне №1 на самом верху. С неё начинается отреставрированный участок и от неё же расходятся по соседним склонам ещё несколько невосстановленных цепей стены.
17.
К сожалению, невосстановленные участки были едва различимы в дымчатой завесе. Лишь изредка она приоткрывалась и можно было оценить масштаб каменной цепи, опоясывающей соседние склоны: стена продолжалась и на самой дальней гряде, и на ближней и в том месте, откуда сделана фотография.
18.
Когда изредка проглядывало солнце, панорама становилась поярче. Летом, среди зелёной листвы, разумеется, фотографии были бы красочнее. Но и публики было бы в разы больше.
19.
Кстати, о публике. Народу не то чтобы толпы, но даже в несезон туристов достаточно. Особенно ближе к полудню. Большой уходящий вдаль панорамный снимок снять без людей не получится.
20.
Впрочем, иногда получается сделать паузу и скушать твикс дождаться пока люди выйдут из фокуса..
21.
Комфортной прогулке публика не мешает. Стена достаточно широка, почти пять метров. Народ скапливается в основном в узких проходах башен. В одной из них набилось столько людей, что начало казаться, будто их, как желе, начинает выдавливать из единственного входа.
22.
Самые шумные посетители стены это китайские студенты, прибывающие организованными группами. Они одеты в спортивные костюмы разных цветов (по принадлежности к ВУЗу). Бегут, галдят, фотографируются. В середине дня рассаживаются прямо на плитке и заваривают принесённые с собой "дошираки". К счастью, на стену поднимаются и спускаются пешком, не создавая очередь на подъёмниках.
23.
Среди туристов замечали арабов, испанцев и итальянцев, слышали английскую, немецкую и, конечно, русскую речь. Встретили даже несколько групп из регионов РФ почти пенсионного возраста, отважно карабкавшихся по ступеням.
24.
Но главные на стене вовсе не люди, а многочисленные местные коты.
25.
Степенно разгуливают по плитке, прыгают над обрывом по зубцам и презрительно смотрят на заезжих туристов. В общем, они здесь власть!
26.
Мы не спеша прогулялись в западную сторону почти до самой верхней башни. Чем дальше в подъём, тем сложнее становилось идти, несмотря на маленькие ступени.
27.
Башни отстоят друг от друга на расстоянии максимум двести метров, что примерно равнялось полёту выпущенной из лука стрелы. В башнях можно взбираться и на второй ярус. В некоторых через небольшой "колодец", в который приходится подниматься на руках.
28.
Окошко.
29.
Пройдя большую часть открытого участка, повернули назад. Время оставалось, чтобы прогуляться и восточнее в сторону башни №1.
30.
В самой нижней точке находятся "Три сестры", три соседствующие башни с загнутыми двухскатными крышами.
31.
А за ними самый сложный для подъёма участок. Некоторые ступени высотой до полуметра.
32.
Карабкаться приходилось, подчас, с помощью рук.
33.
Завершающий отрезок восстановленного участка.
34.
И не тронутые реставрацией укрепления на соседних склонах.
35.
Башня №1.
36.
Вид на обратный путь. Спуск оказался не менее сложен, чем подъём. У меня в какой-то момент свело правую ногу, так что остаток пути не шёл, а ковылял.
37.
Кое-как добрались до станции кресельной канатки, но спускались не на ней. Компания, владеющая открытой канаткой обустроила ещё один способ для спуска со стены - одноместные скоростные сани, скользящие по петляющему полуторакилометровому желобу. Называются тоббоган. Садишься в эти сани, берёшься за рычаг, прижимающий тормозные колодки - "на себя" тормозишь, "от себя" ускоряешься - и вперёд. То есть, вниз.
38.
Классная вещь, настоящий аттракцион! Теоретически можно разогнаться и до Первой Космической скорости, но этому мешают стоящие по бокам дядьки со свистками и любители нажать на тормоз впереди. Снял на тоббогане видео, поэтому кадр оттуда.
39.
Таким получился наш взгляд на Великую Китайскую стену. Несмотря на некоторые условности, это одно из подлинных сохранившихся чудес мировой истории и обязательное к посещению место для всех гостей Поднебесной.