Краткое содержание нашей августовской автомобильной поездки.
1.
Выезжали из Москвы в воскресенье вечером по трассе "Урал". До этого по ней дальше Рязанской области ранее не ездили (на Байкал и туда и обратно ехали через Ни-Но и Казань). В целом, дорога понравилась, практически везде отличное покрытие и не так уж много населённых пунктов, где приходится сбавлять скорость. Ночью ехалось легко и, миновав Мордовию, Пензенскую и Ульяновскую области, притормозили утром уже на подъезде к Сызрани Самарской области на завтрак. Поля кругом пестрели поспевающей пшеницей, яркими подсолнухами, разнообразными бобовыми и чем-то похожим на брюкву. Пшеничное поле на соседнем склоне по общему впечатлению смахивало на медведя.
2.
Первую полноценную остановку совершили в Самарской Луке, громадном природном заповеднике, раскинувшемся на не то острове, не то полуострове посреди огибающей его Волги. Свернули к селу со знакомым каждому названием Жигули и пешком взобрались на несколько каменистых высот, в том числе на Молодецкий курган. Полюбовались обрывистыми берегами и речными просторами, а также проглядывающими сквозь дымку силуэтами городского пейзажа Тольятти.
3.
В Тольятти мы провели две ночи. Уже на подъезде дорога всё же преподнесла неприятный сюрприз. Буквально через секунду после этой фотографии, сделанной во время проезда по танкодрому дамбе Жигулёвской ГЭС, мы "поймали" очередную яму, на которой отломился задний флянец глушителя. Слава Богу, сам глушитель остался на креплениях, а входившая в него труба просто легла на задний мост. Прикрепили её гибкими стяжками, чтобы не громыхала, и забыли до Москвы.
4.
Вообще представлял Тольятти городом-предприятием, но на деле он оказался очень большим или скорее вытянутым и очень разным. Сочетает в себе три отличающихся поселения: город-завод, город со старыми жилыми районами и город с новостройками. Изучению архитектуры, впрочем, предпочли отдых на воде - позагорали на отличном Итальянском пляже и побороздили побережье на сап-бордах. Также посетили отличный технический музей с большой экспозицией под открытым небом.
5.
Большую часть времени провели в конечной точке нашего маршрута, столице Самарской области. Походили-побродили по городу, пофотографировали бесчисленные городские скульптуры, опробовали местный городской транспорт и покупались на прекрасных пляжах в чистейшей Волге.
6.
Выбрались и за городскую черту на купание и прогулку на сап-бордах по волжским протокам и заводям. К слову, на набережных и пляжах как в черте Самары, так и за ней народу тьма-тьмущая. Сочи с Анапой курят в сторонке. Народ явно скучал по жаре после мокрого и холодного июля.
7.
Настоящим откровением стала старинная застройка в центре Самары. Такого изобилия выполненных из дерева архитектурных форм и декора я не встречал даже в славящейся резным полисадами Вологде. На иным улицам хотелось фотографировать каждый дом. Интересных каменных зданий советской эпохи тоже хватает. А, если добавить к этому пока ещё точечные очаги застройки совеременными жилыми муравейниками, получается настоящий сплав архитектуры XIX-XXI веков.
8.
На обратном пути остановились на ночёвку в Пензу и перед заходом солнца прогулялись по городскому центру. На контрасте с громадной шумной Самарой, Пенза, конечно, город более спокойный и менее интересный в туристическом плане.
9.
Ну а финальным штрихом поездки стало посещение музея-заповедника Михаила Лермонтова "Тарханы", о котором я уже писал подробно. Обратный путь до Москвы занял чуть более восьми часов. Траффик в сторону столицы заметно больше: тут и поток фур и большое количество набитых доверху изнутри и до облаков снаружи минивэнов с казахскими/узбекскими/киргизскими номерами. Несколько раз приходилось продираться через караваны перегоняемых новых китайских грузовиков. А под Нижним Ломовом трассу практически перекрыло "лобовое" ДТП со смертельным исходом - напоминание об опасности обгонов на однополосных шоссе...
По итогу. Впечатления от Самарской области превзошли все ожидания. И это, учитывая, что осталось изрядное количество непосещённых мест, на которые просто не хватило времени. С другой стороны, удалось совместить и посмотреть заодно Пензу и, конечно, Тарханы, куда ехать целенаправленно из Москвы слишком далеко. Помимо новых для нас Пензенской и Самарской областей, формально также побывали в Мордовии и Ульяновской области (проездом). Всего намотано на кардан 2483 километра.