Дубна на макушке лета. ч.2

Nov 13, 2022 18:26



Время прошло, а я так и не завершил рассказ о поездке в город Дубна в середине июля. Здесь речь пойдёт в основном о левобережной части города, в народе именуемой "Тридцаткой" в честь работавшего здесь Дубненского Машиностроительного завода №30 (ныне просто ДМЗ).
1.


Начнём с Музея крылатых ракет. Музей расположен в крыле обычной средней школы, издали совершенно обычной. Разве что урны-пингвины привлекают внимание..

2.


...да выглядывающий из-за деревьев силуэт фронтового бомбардировщика Су-24.

3.


Обычно ходим по музеям сами, но тут решили послушать экскурсию. Не пожалели, почтенная бабушка-экскурсовод очень интересно рассказала историю города и производства в нём и про сами крылатые ракеты и их создателей.

4.


Начинается рассказ о ракетостроении с ...экспозиции детских колясок, которые, наряду с другими наименованиями гражданского применения, производились на Дубненском машиностроительном заводе №30. Завод, начинавшийся в конце 30-х годов XX века как филиал авиационного завода №30 впоследствии менял номер и наименование около десяти раз. Самым экзотичным среди них было "Почтовый ящик №30". Менялась и специализация: от выпуска гидросамолётов к разработке реактивных самолётов и экспериментальных летательных аппаратов и, разумеется, крылатых ракет, которым занялось специально созданное конструкторское бюро "Радуга".

5.


После Великой Отечественной в Дубну (тогда еще называвшуюся Иваньково) для работы были привезены немцы, сотрудники авиационных заводов "Юнкерс" и "Зибель". Здесь для них были построены жилые дома финского типа, магазин и школа. Были созданы два конструкторских бюро, занимавшиеся проектированием реактивных двигателей, возглавляемые немецкими специалистами. Немцы привезли с собой многие предметы обихода, мебель, личные вещи, радиоприёмники, инжинерные кульманы и тд. В 1953 году немцы вернулись к себе на родину. Возвращаясь к коляскам, первая из выпущенных в Дубне (вторая слева на фотографии) имела явно немецкие корни. До распада СССР завод выпустил более 4,5 миллионов детских колясок разных моделей - наверняка и многие из нас в младенчестве посапывали на свежем воздухе в выпущенных в Дубне транспортных средствах.
    Отдельно хочу остановиться на стене с пейзажным изображением канала имени Москвы в районе шлюза №1. На переднем плане виден гидросамолёт Че-2, а за ним проплывающий промеж огромных памятников Ленину и Сталину прогулочный теплоход. Ленин всё ещё на месте, а памятник Сталину вместе с постаментом был снесён в 1962 году.

6.


На одной из фотографий на историческом стенде как раз запечатлён снос памятника.

7.


В музее также представлены личные вещи руководителей и видных заводских ученых  Футуристичный и совершенно обычный телефон. Хотя, обычные телефоны уже совсем другие. Молодежь и не знает про такие аппараты, где нужно было крутить циферблат.

8.


Разумеется, многие экспонаты являются масштабными моделями крылатых ракет, самолётов-снарядов и пусковых установок.

9.


В главном зале представлены настоящие ракеты с поправкой на демилитаризированность. Разумеется, всё это продукты вчерашнего дня с давностью разработки более двадцати лет. На переднем плане цельный и "препарированный" макет противорадиолокационной ракеты Х-58. Позади также "препарированная" противокорабельная Х-22 и ракета класса "воздух-земля" Х-59.

10.


Стратегическая дозвуковая ракета с режимом огибания местности Х-55. Ею оснащаются стратегические бомбардировщики.

11.


Одним из носителей является "Медведь", Ту-95. В музее представлена модель именного самолёта, названного в честь города Дубна.

12.


Ещё одна экспозиция находится во дворе школы/музея. Здесь представлены (слева-направо) ракеты "воздух-земля" Х-15 и К-10С, противокорабельная ракета "Москит", противолодочный комплекс 85У "Раструб-Б" (в комплекс входит ракета и торпеда для поражения надводных и подводных объектов) и уже представленные в помещении музея Х-28 и Х-59.

13.


Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 поближе. Интересный яркий раскрас нанесён недавно, так как приехал в Дубну в обычной, серой ливрее.

14.


Ещё один самолёт-памятник установлен неподалёку на пересечении Октябрьской и Центральной улиц - сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-25ВМ.

15.


Ну а этот летательный аппарат стоит в авиационном музее в Монино, но он также связан с Дубной. Экспериментальные летательные аппараты проекта "Спираль" производились на Дубненском Машиностроительном Заводе. По проекту, космоплан выводился на орбиту Земли с помощью самолёта-носителя и собственного двигателя, а затем, после выполнения задания, совершал приземление. Проект в итоге оказался закрыт, но его разработки помогли в создании системы "Энергия-Буран" и, как ни странно, американских космических кораблей, которым ещё предстоит подняться в космос. На фотографии в Монино - дозвуковой макет-аналог МиГ 105.11 (за форму носового обтекателя получивший прозвище "Лапоть").

16.


Проезжаем по дамбе Иваньковской ГЭС. Дорога в этом месте сужена и введено реверсивное движение. Вновь вспоминаем, насколько облегчил жизнь автомобилистам построенный мост через Волгу.

17.


За вытянутым островком, к которому проложена дамба ГЭС начинается Канал имени Москвы. Здесь же установлен памятный мемориал строителям канала. Большинство из них было заключёнными, многие из которых погибли в ходе строительства.

18.


Иваньковское водохранилище, образованное после строительства Иваньковской ГЭС - основной источник воды для электростанции и Канала имени Москвы. Образование водохранилища вызвало затопление огромной территории и переселение населения из множества деревень, посёлков и даже города Корчевы.

19.


Огромный памятник Ленину, второй по размеру в России (высота с постаментом 37 метров). Памятник установлен в 1937 году. Циклопичный монумент.

20.


Вернувшись через дамбу обратно на левый берег, мы вновь выехали к Иваньковскому водохранилищу. Берег здесь устлан массивными валунами и больше располагает к прогулкам на плавсредствах - даже присутствуют в количестве мини-причалы для лодок - но есть и небольшие островки песчаных пляжей. Вода, несмотря на температуру воздуха около 22 градусов была очень тёплой. Правда, чтобы очутиться в воде хотя бы по шею нужно было зайти достаточно далеко. Вообще, в Дубне сотни мест для купания, но ближе к дамбе ГЭС я бы в воду не пошёл, памятуя о рассказах друзей про здешних гигантских сомов.

21.


Пока купались, то и дело поглядывали на проплывающие вдали тучи и заметную стену дождя, судя по всему шедшего со стороны Конаково. Пейзаж, конечно, впечатляющий, но в итоге вся эта красота взяла и двинулась через водохранилище прямо на нас. Пришлось водные процедуры экстренно сворачивать и двигаться к машине.

22.


Видимо, также завидев грозу, к берегу пришвартовалась девушка с двумя спутниками на небольшой изящной парусной лодке. Уже через несколько минут лодка и мачта с парусом находились раздельно друг от друга на берегу. Только девушка решила оттащить мачту подальше к небольшому кустарнику, как оттуда поползла вниз длинная чёрная змеюка. Скорее всего это был ужик, но проверять свои познания никто не захотел.

23.


Едва добежали до средства передвижения - полило! Да так, что дворники на самом быстром режиме не справлялись с потоками воды. Решили переждать, пока стихия стихне. Через двадцать минут ливень сбавил обороты, но всё ещё продолжал идти моросящим дождём. От ещё одной пешей прогулки пришлось отказаться, да и к тому времени уже заметно устали. Вернулись в район Большая Волга, проехали мимо одноименного вокзала с установленным перед фасадом паровозом и зашли перекусить в предприятие быстрого питания.

24.


Уже двигаясь в сторону дома, заехали к месту, где раньше высился памятник Сталину. Дождь к тому моменту прекратился и вновь выглянуло солнце. Народу на "стороне Сталина" была тьма-тьмущая. Рыбаки, купающиеся, отдыхающие в палатках и просто жарящие шашлыки возле машин и тд. Ну а Ленин с другого берега уже не казался таким большим, да и солнце перед закатом смотрело прямо в объектив.

25.


Напоследок, с Дмитровского шоссе поглазели на Большой Волжский маяк, установленный в створе канала. На этом и завершим рассказ об одном выходном в Дубне - прекрасном городе, который категорически советую посетить при возможности и в который обязательно вернёмся посмотреть то, что не успели и просто отдохнуть на воде.

-Московская область, -Россия, -Дубна, авто

Previous post Next post
Up